Еще в 2021 году был выпущен приказ Минсельхоза РФ, регламентирующий ветеринарно-санитарную экспертизу молока и молочных продуктов. Но в полной мере надзор развернулся сейчас, когда производство и оборот продукции животноводства по всей цепочке отлеживает «Хорриот» – компонент ветеринарного ФГИСа «Меркурий».

По словам некоторых участников рынка, только сейчас ветеринарный надзор «взялся» за личные подсобные хозяйства, в том числе входящие в состав кооперативов. Дело в том, что периодические исследования качества молока должен отсуществлять каждый производитель в составе кооператива, не зависимо от того, какой объем молока он сдаёт.

До того как приказ Минсельхоза был полностью ратифицирован, система ветсанэкспертизы была проще: отбор проб для лабораторий производился из общей емкости, в которую собирались партии молока от сдатчиков.

Участники рынка считают, что для малых форм хозяйствования критически увеличиваются затраты, усложняется сам механизм проведения ветсанэкспертизы – особенно если хозяйство находится в отдаленном населенном пункте.

Ветправила создали в цепочке «корова – молокоприемный пункт – производство» несколько типов экспертиз с разной периодичностью.

В то же время пройти экспертизу в лаборатории должна каждая партия сырого молока от каждого поставщика – будь то ЛПХ в составе кооператива, индивидуальный предприниматель или молочно-товарная ферма. И требование не зависит от объема партии.

Олег Махнаков, председатель сельхозкооператива «Восход»:

«Какое-то время после вступления новых правил ветеринарно-санитарной экспертизы сырого молока ветслужбы могли смотреть на их исполнение сквозь пальцы, но с тех пор, как начала работать система «Меркурий», контроль усилился. Особенно новые правила сказались на ЛПХ и малых формах хозяйствования. Когда выпускался этот приказ, авторы, похоже, видели на рынке сырого молока только крупные товарно-молочные комплексы, с производственными мощностями по 50, а то и 100 тонн в сутки. В то же время в каком-нибудь ЛПХ в период запуска коров одна партия может составить всего 10 кг. И этот сдатчик платит за экспертизу с партии столько же, сколько условный мегакомплекс за партию в 50 тонн. Раньше мы могли слить молоко от всех сдатчиков в одну емкость и взять пробу на лабораторное исследование из неё. С тех пор, как приказ Минсельхоза вступил в силу, мы организовываем для членов кооператива выезд специалистов госветслужбы. А это дополнительные траты времени и денег. Кроме того, подобные исследования до введения новых правил проводили сами переработчики в своих лабораториях согласно требованиям ГОСТа. При этом количество различных анализов только растет. Сегодня, например, один раз в месяц каждый сдатчик молока должен произвести ветеринарный анализ всего дойного поголовья на мастит, который стоит 70 рублей за одну корову. Всё это в сумме повышает себестоимость молока».

По мнению собеседника «АК», появилось целое нагромождение разного рода проверок молока, которые начинаются от непосредственно дойки и заканчиваются в производственном цехе. То есть сопроводительная экспертиза делается сначала самим производителем молока, потом сельхозкооперативом или другим посредником, затем — непосредственно заводом.

«Грубо говоря, молоко от одной коровы в итоге исследуется несколько раз, на каждом этапе этой цепочки», — отмечает председатель сельхозкооператива «Восход.»

В высоких кабинетах успокаивают производителей молока, говоря, что финансовая нагрузка на самом деле не так уж и критична.

«Исследования сырого молока нужно проводить с разной степенью периодичности — не реже одного раза в месяц (консистенция, вкус и запах, цвет, массовая доля жира, белка, а также плотность, кислотность, содержание соматических клеток, антибиотиков, массовая доля СОМО) и не реже одного раза в шесть месяцев (содержание токсичных элементов, микотоксинов, пестицидов, радионуклидов, микроорганизмов)», – сообщает Минсельхоз РФ.  В ведомстве подчеркивают, что средняя стоимость ВСЭ по стране составляет около 120 рублей, а к дорогостоящим относятся исследования, проводимые один раз в шесть месяцев.


Согласно приказу Минсельхоза, ветеринарно-санитарной экспертизе перед выпуском в обращение подлежат сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки, молоко и молочные продукты непромышленного изготовления, реализуемые на розничных рынках.


По мнению собеседника «АК», то, что практически безболезненно прошло для крупного бизнеса, методично бьет по малым формам хозяйствования. В конечном счете чрезмерный надзор попросту выведет с рынка конкурентов в лице ЛПХ и небольших ферм, а их продукция всё ещё имеет заметную долю в общем объеме товарного молока.

Россельхознадзор же апеллирует к наведению порядка на рынке продуктов питания, считая ВСЭ «ключевым инструментом защиты здоровья населения и обеспечения продовольственной безопасности».

К слову о динамике цифр в секторе ЛПХ. По данным портала Milknews,  в 2021 году в ЛПХ Алтайского края на переработку было куплено 203,36 тыс. тонн молока, что составляло 26,6% от всего объема. В 2024 году доля ЛПХ составила 21 % (164,2 тыс. тонн из 782 тыс. тонн всего валового сбора).

Некоторые эксперты сходятся во мнении, что серьезного притока в молочные реки от личных подсобных хозяйств ждать не стоит. Более того, ожидается, что к 2030-му году в этом секторе будут производить 40−50 тысяч тонн – если не произойдет кардинальных перемен.

Автор: Максим ПАНКОВ. Алтайский крестьянин.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here