В 2025 году наша страна празднует 80 лет со дня великой Победы в Великой Отечественной войне. Мы предлагаем читателям цикл публикаций прошлых лет о героях земли каменской, ветеранов ВОВ. Всё меньше и меньше остается в живых очевидцев той ужасной войны, унесшей жизни 27 миллионов наших соотечественников, но память о них должна жить вечно.
6446 наших земляков пали смертью храбрых на полях сражений, тысячи награждены были орденами и медалями, пятнадцать — удостоены звания Героя Советского Союза. О каждом из них мы расскажем читателям в ближайших выпусках нашей газеты.
Ждем ваших рассказов, фотографий, воспоминаний о великих предках, их подвигах, на нашу электронную почту: izvestiya.gazeta@mail.ru.
О МОЕМ УЧИТЕЛЕ
Героизм нашего народа в Великой Отечественной войне изумлял весь мир. Победа далась ценой многих жизней, но Россия осталась свободной страной. После окончания войны имена многих героев были увековечены в названии сёл, городов, улиц. Пионерская дружина Луговской школы носила имя А.И. Покрышкина. О Покрышкине знали всё и все учащиеся школы. Его биография проста, но жизнь, прожитая им, достойна подражания. Судите сами.
А.И. Покрышкин родился 6 (19) марта 1913 года в семье рабочего в г. Новосибирске. В армии с июня 1932 года, причём пошёл добровольно, до призыва. В 1933 году окончил 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, в 1934 — Ленинградскую военно-теоретическую авиашколу. С декабря 1934 года служил техником звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа (Краснодар). Одновременно учился в Краснодарском аэроклубе. Написал 40 рапортов командирам, начальнику ВВС, наркому обороны о желании стать лётчиком. В ноябре 1938 года всё-таки добился своего — был направлен в 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, которую с отличием окончил в 1939 году. С начала войны участвовал в боевых действиях.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии капитану Александру Ивановичу Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». К августу 1943 года командир эскадрильи полка гвардии майор А.И. Покрышкин совершил 455 боевых вылетов, лично сбил 30 самолётов противника. За выдающиеся подвиги на фронте борьбы с немецкими захватчиками гвардии майору Покрышкину Алекандру Ивановичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Гвардии подполковник Покрышкин А.И. к маю 1944 года совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил лично 53 самолёта противника. С мая 1944 года — командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, 4-ой воздушной армии. 19 августа 1944 года А. Покрышкину присвоено в третий раз звание Героя Советского Союза. Он стал первым трижды Героем Советского Союза!
Мы знали, что А. Покрышкин родился в Новосибирске, но то, что наш директор школы, Иван Фёдорович Ревенко, в качестве стрелка-радиста воевал в одной воинской части с А.И. Покрышкиным, я узнала тогда, когда стала коллегой Ивана Фёдоровича. И, как выяснилось, он не один раз встречался с Покрышкиным, участвовал в одних и тех же боях, что и Покрышкин.
Как и большинство ветеранов, Иван Фёдорович не очень-то любил вспоминать войну. Всё-же некоторые записи его воспоминаний о Покрышкине сохранились, в том числе и анкета, которая заполнена рукой Ивана Фёдоровича. Вот что он говорил о Покрышкине: «Покрышкин был автором многих новых тактических приёмов истребителей. Говорят, что он всегда с собой носил альбом, в котором рисовал схемы воздушных боёв (ныне хранится в Центральном музее Вооружённых Сил). Одним из первых стал практиковать «свободную охоту». Сам он отлично пилотировал, досконально знал конструкцию самолёта. Его тактику и боевые приёмы распространили затем на всех фронтах. Его любили и уважали за бесстрашие, за героизм».
Ну а чтобы понять, что представляет из себя служба в качестве стрелка-радиста, можно обратиться к некоторым данным. Один из летчиков в своих воспоминаниях отмечает: «Однако, следует заметить, что и потери среди воздушных стрелков были огромными, особенно летающих на штурмовиках. В отличие от пилота Ил-2, кабина стрелка находилась вне бронекорпуса штурмовика. Поэтому, единственной его защитой от огня со стороны хвоста — самого опасного направления — была лишь стальная плита толщиной 6 мм. От огня сбоку стрелок не был защищён вовсе. Итогом всего этого стали их ужасающие потери: на одного убитого лётчика Ил-2 приходится 7 убитых стрелков!»
Ивану Фёдоровичу просто повезло. Несмотря на то, что всю войну он был стрелком-радистом, но его ранило серьёзно лишь единственный раз. В армию Ивана Фёдоровича призвали в 1941 году с началом войны и сразу направили на обучение в одну из авиационных школ для обучения по специальности: «Стрелок-радист». После учёбы — на фронт.
Иван Фёдорович в своих воспоминаниях вот что говорил о стрелках-радистах: «Тяжелая на войне у стрелков работа. Стрелок-радист и воздушный стрелок занимают посты в хвосте самолета: первый вверху, у турели с крупнокалиберным пулеметом, второй — возле нижнего люка. Летчик и штурман им не видны. Если нет бомб — впереди глухая пустота фюзеляжа, нижний край бронеспинки, что прикрывает сиденье летчика. Сам летчик по грудь наверху, в своей кабине из плексигласа. Штурман и вовсе — в самом носу, в прозрачном решетчатом конусе, как в клетке повиснув над морем ли, над землей. Летчик ведет боевую машину, штурман счисляет путь. Оба в любой момент знают местонахождение самолета, решают, какой предпринять маневр.

У стрелков-радистов были свои задачи. В полете нужно было постоянно информировать летчика обо всем замеченном в воздухе и на земле: о самолетах, прожекторах, разрывах. Но докладывать надо спокойно, без паники и крика, чтобы не нервировать экипаж. Стрелок-радист должен уметь разобраться в обстановке и докладывать лишь о том, что представляет непосредственную опасность для самолета, и в нужный момент приводить в действие пулемёт». Не зря летчики и штурманы называли стрелков-радистов своими телохранителями.
В составе 4-й воздушной армии эскадрилья, в которой находился Иван Фёдорович, освобождала Керчь, Севастополь, Новороссийск. Последний военный аэродром был в Познани. За годы войны 4-я армия произвела свыше 300 тыс. самолето-вылетов, участвовала в 3 воздушных операциях. За боевые отличия в годы войны 17 ее частей и соединений были преобразованы в гвардейские части и соединения, 76 — награждены орденами, 46 — удостоены почетных наименований. В этих показателях есть и заслуга Ивана Фёдоровича.
За проявленные мужество и героизм 41 360 авиаторов награждены орденами и медалями. Среди награждённых значится Иван Фёдорович Ревенко. Стрелок-радист Ревенко И.Ф. награждён Орденом Красной Звезды, Орденом Отечественной войны I степени, медалью «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя». Иван Фёдорович участвовал в параде Победы 1945 года в Москве. Войну Иван Фёдорович закончил в звании старшего лейтенанта, а начинал рядовым.

На одном из уроков истории Иван Фёдорович (он был и учителем истории), подводя итог изученной теме о Великой Отечественной войне, сказал: «Все выполняли свой долг перед Родиной честно и добросовестно. Я не знал случая, чтобы где-то кто-то схитрил, словчил. Все понимали важность и необходимость своей службы. Никаких сомнений у нас, воевавших, не было, что скоро враг будет разбит. Мы верили в победу с первых дней войны, несмотря на явное превосходство немцев в технике и их господство в воздухе. Мы старались, чтобы каждый вылет приносил как можно больше потерь врагу. Никто не стонал, не жаловался на трудности, все воспринималось как должное. Очень часто после выполнения задания мы недосчитывали в своих рядах кого-то из своих однополчан. Но это была война».
После войны каждый демобилизованный солдат определял свою судьбу в мирной жизни. А. Покрышкин остался служить в авиации и в 1972 году стал маршалом. Иван Фёдорович Ревенко вернулся в село Луговое, где он работал до призыва в армию учителем. Вскоре его назначили директором школы, и в этой должности он проработал до ухода на заслуженный отдых. Нет уже с нами нашего учителя истории, директора школы, ветерана войны, но его уроки истории о Великой Отечественной войне, живого свидетеля и участника этой войны, оставили глубокий след в душах ребят.
Татьяна РУДЕНКО. Фото из архива музея Луговской школы.
И.Ф. Ревенко мой дядя и он мне тоже многое рассказывал про войну, я с ним был всегда в очень хорошей дружбе до последних его дней, а похоронили мы его в Барнауле, вечная ему память !!!
А ещё Иван Фёдорович Ревенко из с. Луговое участник того самого знаменитого парада на Красной площади после ВОВ в 1945 году !