На этой неделе прошла сессия Каменского городского Совета депутатов, которая добавила новых сюжетных поворотов в пьесу для театра абсурда — не понятно кем и для кого написанную. Ни с одной из поставленных задач орган из трех букв (ГСД) не справился, что порождает много риторических вопросов. Даже не вопросов, а высказанных вслух недоумений. Зато кое-что окончательно прояснилось — один из депутатов вслух подтвердил, что определенный пул «заряжен» на противодействие исполнительному кабинету по личным мотивам.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТУЛ

В качестве одного из основных вопросов в повестке дня значились выборы заместителя председателя горсовета — это должность, которая остается без человека уже два года. Напомним, что избранный на старте деятельности Совета зам Адам Костоев добровольно переместился из президиума в рядовое кресло два года назад. С тех пор свято место полупредседателя пустует, а в этот незакрытый гештальт показательно сквозит.

Два года к ряду выборы зама периодически появляются в повестке, но результата нет по сей день. Например, на последней сессии выборы второго лица горсовета не состоялись по банальнейшей причине: не нашлось кандидата. Вообще, возникает ощущение, что к этому вопросу большинство народных избранников подходит с меланхолическим пофигизмом — как корова к жвачке, и в итоге само собой вызрело решение просто протянуть кота за подробности до естественной кончины созыва. Которая, кстати, не за горами.

Как в том знаменитом анекдоте про два стула: на одном экзистенциальный кризис, на другом бренность бытия. И невозможный выбор, как у Буринадова осла. Гораздо интереснее, почему ни у кого не возникло даже намёка на стремление занять околоруководящую должность? Первая версия — никто не горит желанием сидеть рядом с действующим председателем. Вторая — председатель сам не хочет, чтобы рядом с его креслом на возвышении крутилась какая-то чернь. Как бы то ни было, от сессии к сессии этот вопрос остается всеми забытой козявкой под стулом.

ЗАЧЕМ БЮДЖЕТУ ДОХОДЫ?

Ещё один вопрос с ноября прошлого года продирается через непробиваемые барьеры жесточайшего когнитивного диссонанса некоторых депутатов — это принятие на территории города так называемого туристического налога.


Напомним, что с 1 января 2025 года в России начал действовать туристический налог в размере 1% от стоимости проживания в отелях и гостиницах. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс страны уже внесены, соответствующие решения повсеместно органами местного самоуправления. А вот в отдельно взятом Камне-на-Оби он упёрся в глухую стену.

Попытаемся на пальцах объяснить, что это за налог и почему он может работать даже в муниципалитетах, отдаленных от туристических мекк. Новый налог — это возможность взимать в пользу местной казны часть дохода от гостиничного бизнеса. То есть это потенциальный доход — собственный, родимый, применимый к нуждам и чаяниям населённого пункта.

— Сумма налога рассчитывается из формулы: стоимость услуги, умноженная на ставку, — пояснила докладчик по этому вопросу Ирина Мамонова, председатель районного финкомитета. — Но при этом минимальный налог не может быть меньше ста рублей. Например, если гостиничный номер стоит 2000 рублей в сутки, то при ставке в 1% сумма налога составит всего 20 рублей. Это меньше минимальной суммы, а значит, что налог составит 100 рублей.

И добавила, что вынесение данного решения на рассмотрение обусловлено необходимостью принятия мер по увеличению доходной части бюджета.

Привлечение доходов в городскую казну — одна из первичных задач депутатского корпуса, но он (корпус) брезгливо динамит туристический налог четвертную сессию к ряду. Где логика, в чем смысл?

Пример «альтернативной логики» привел депутат Сергей Сергиенков, сразу встретивший в штыки саму концепцию нового сбора.

— Как у нас в городе развит туризм? — зашел с козырей депутат. — Какая необходимость введения этого налога? Лично я не вижу туристов в городе.

Правда кинул он козыри на стол, где даже не играют в карты. Видимо, слово «туристический» больно врезалось в сознание, что мешает понять его чисто номинальную суть. О том, что в данном случае это просто название сбора с гостиничного бизнеса, говорилось на всех предыдущих сессиях, писалось на страницах газеты. Председатель финкомитета ещё раз попыталась донести эту информацию до депкорпуса.

По ходу пьесы депутаты нашли ещё одну проблему: ныне в муниципальной гостинице «Обь» живет очень много студентов, которым не хватает мест в общежитиях, и платят по льготной таксе, установленной самой гостиницей, всего 600 рублей в сутки. По мнению депутатов, новый налог добавит по стольнику за сутки сверху, а это 3 тысячи рублей в месяц.

Попробуем донести ещё раз: туристический налог платит гостиница, а не постоялец. Да, новый налог увеличивает себестоимость предоставляемой услуги, и гостиница может накинуть эти сто рублей на плату за номер. Но, (звучи барабанная дробь и включается капс-лок) ОНА МОЖЕТ ЭТОГО И НЕ ДЕЛАТЬ, взяв издержки на себя. То есть, дешевые номера для студентов, это уже своеобразная льгота, установленная самой муниципальной гостиницей. Что ей мешает немного расширить преференции — на эти самые сто рублей?

К голосу разума коллег попытался воззвать депутат Сергей Гончаров:

— У нас в городе есть и другие гостиницы. То, что муниципальная гостиница превратилась в общагу для студентов, — не повод лишать городской бюджет доходов!

А это, между прочим, по примерной пока оценке, около 1,8 млн. в год. Это деньги, которые депутаты могут направить куда угодно: в том числе на благоустройство общественных территорий, на реставрацию памятных зданий и т.д. То есть на попытку сделать Камень-на-Оби привлекательным местом отдыха для граждан из соседних населенных пунктов. Как раз в этом и заключается суть названия – туристический налог. Это не плата взымаемая с приезжающих в город туристов, а деньги собранные в местный бюджет и направленные на туристическую привлекательность муниципалитета. В том числе и на покраску давно облупившейся гостиницы «украшающей» своим пошарканным видом центр города.

Для принятия решения не хватило голосов, и тут возникает недоумение. Либо у депутатов, которые блокируют решение о туристическом налоге, в голове абсолютный ноль понимания бюджетной сферы, либо они сознательно лоббируют интересы городских коммерческих гостиниц. Потому что пока владельцы частных постоялых дворов, которые депутаты своим бездействием, в буквальном смысле освобождают от установленного налогообложения, аплодируют депутатам стоя и готовы буквально расцеловать.

В САНИ НЕ СЕЛИ И ПЕШКОМ НЕ ПОШЛИ

Депутаты споткнулись также о ряд вопросов, которые касались разрешения на приватизацию нескольких муниципальных объектов недвижимости: это, в основном, не пригодные ни для чего руины, которые висят мёртвым грузом. Ничем, вроде, не обременяют город, но и сами здания без хозяев планомерно разрушаются ветрами времени.

Депутат Сергиенков прямо заявил на этот счет: «Призываю вас не давать больше никакого разрешения продавать какое-либо имущество этому главе района».

Интересно, что рассматриваемые объекты входят в план приватизации муниципального имущества на 2025 год, который был утвержден ранее самими депутатами. Ещё интереснее, что проект решения не предусматривает передачи этого имущества в собственность главе района, как предположил Сергиенков. Тут работает вполне ясная и прозрачная инструкция:

  1. Приватизировать муниципальное имущество.
  2. Выставить на аукцион.
  3. Вырученные деньги направить в соответствующий бюджет.

…..

  1. Профит.

Как мы уже отмечали ранее, некоторые депутаты довольно легкомысленно относятся к вполне законным способам пополнить городской бюджет, а вот само словосочетание «глава района» действует на них, как красная тряпка на быка. В итоге все эти решения также не были приняты, то есть в бесхозных зданиях сквозняки продолжат пересчитывать углы, а казна города останется без прибыли с их продаж.

В ходе обсуждения этого вопроса снова выплыла тема, которая откровенно припекает энное место у ряда народных избранников — это ликвидация и реорганизация муниципальных предприятий. По мнению депутата Сергиенкова, всё это происходит под покровом тайны, в газетах не пишут, а глава района соответствующие решения посмел принимать без участия горсовета.

О том, что на тему ликвидации/реорганизации МУПов было писано-переписано, не хочется даже иронизировать. Придется, наверное, в следующий раз перед началом сессии делать проход вдоль овального стола с подшивкой и раскрывать публикации пред очами особо невнимательных. Прямо на сессии представители администрации постарались разжевать ещё один пикантный момент: порядок ликвидации и реорганизации МУПов принял — ВНИМАНИЕ! — городской Совет депутатов. Да, это был ГСД одного из предыдущих созывов, но пришлось объяснять дополнительно, что нормотворческие акты остаются в силе, пока их не отменит или не отредактирует — ЕЩЁ РАЗ ВНИМАНИЕ! — городской Совет депутатов.  Стоит, кстати, напомнить, что горсовет является прямым правопреемником предыдущего собрания депутатов. И действие любых принятых депутатами решений не прекращается автоматически с моментом лишения их депутатского статуса.

Кстати, по одному вопросу депутаты всё же приняли решение — это вопрос о награждении местного жителя почетной грамотой горсовета. На этом все разошлись по домам.

Такая вот получилась сферическая сессия в вакууме. Её нужно отправить во Французскую палату мер и весов — как эталон и мерило каменской политоты.

Максим ПАНКОВ. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here