Алексей Чесноков перед визитом в лицей изучил по нему всю информацию с сайта госзакупок.

На сегодняшний день работы в лицее, ремонтируемом по федеральной программе «Модернизация школьных систем образования» (стоимость порядка 110 млн руб.), кипят. По крайней мере, так было во время нашего визита в образовательное учреждение. Так было и в июле, когда мы посещали объект совместно с главой района Иваном Панченко. Но почему на начальных этапах в работах было задействовано семь человек, а, как сейчас утверждают, порядка сорока? Почему рабочей силы прибавилось лишь тогда, когда стало очевидно, что сроки срывются катастрофически?

В этой связи можно поднять еще ряд вопросов, касаемых каменского образования. Не к качеству преподаваемых знаний вопросы, а к контролю. Каким образом благополучно прошла приемка учебных заведений перед 1 сентября, а потом выяснилось, что в школе № 3 нет стены в туалетах? К ремонту обвалившейся стены приступили лишь в канун учебного года, а не когда кирпичи высыпались из нее еще по снегу, весной. Откуда в гимназии № 5 в столовой полезла плесень черного цвета, кстати, опасная для здоровья? Не делают ли некоторые чиновники хуже, рапортуя главе района, что все в порядке, сглаживая острые углы? Понятно, что за озвученные проблемы и влететь может, но замалчивание может привести к еще более пагубным последствиям и уже не только для должностных лиц. Люди далеко не дураки, не слепые — они видят то, что происходит на самом деле. А журналисты ни в коем случае не должны умалчивать в угоду кому-то о проблемах, иначе им попросту перестанут верить. Такой же позиции придерживается Народный фронт: нет нерешаемых проблем, но чтобы их решить, нужно их обозначить.

20 сентября после встречи с жителями Алексей Чесноков, руководитель общероссийского движения «Народный фронт» в Алтайском крае, посетил «злополучный» лицей вместе с Оксаной Ивановой, начальником управления образования Каменского района.

ОКАЗЫВАЕТСЯ, НА ДВА ГОДА. ЧТО Ж ВЫ РАНЬШЕ МОЛЧАЛИ?

Напомним, что каменский лицей стал одним из двух объектов образования в регионе, который смог войти в федеральную программу по ремонту. Ремонт начался лихо, но к лету как будто бы стих. В июле состоялся жесткий разговор Ивана Панченко с подрядчиком. После этого все снова ожило и зашевелилось. Почему не раньше, без главы?

К моменту нашего визита работы велись не только внутри здания лицея, но и на прилегающей территории. Здесь выкорчевываются деревья, уже убраны старые клумбы. По проекту будут обустроены малые архитектурные формы и лавочки. Все работы на прилегающей территории должны быть завершены до ноября, до наступления конкретного «погодного минуса».

Внутри школы уже вставлены все окна, подключены санузлы и отопление. По словам представителя подрядной организации ООО «НСПМК 1072», уже постелен линолеум, а это значит, что «нутрянка» выходит на финишную прямую.

Однако под занавес этого ремонта выяснились новые обстоятельства, до этого нигде не озвученные.

«Ремонт предполагался на двухгодичный срок проведения. Но в силу того, что министерство просвещения проводило конкурс только на одногодичный ремонт, мы решили рискнуть и пойти на годичный срок в связи с тем, что у нас будет современная и красивая школа, либо не будет никакой, — сказала Оксана Иванова, — понимая все риски, обсудили все это с подрядчиком. Подрядчик тоже осознавал все и понимал. Объем работ выполнен большой. Остались, так скажем, только отделочные работы, а мы все люди взрослые, понимаем, что отделочные работы — самые длительные.

Школа капиталится в очень тесной связи с родителями и учениками. Все соглашения между министерством просвещения и Алтайским краем выполняются в полном объеме. Срок этого соглашения — 31 декабря, поэтому, несмотря на нарушение сроков, я думаю, что к Новому году работы будут закончены и дети сядут за парты».

Иванова отметила, что все школы Камня-на-Оби переполнены и в них учебный процесс осуществляется в две смены. Доставку школьников из ремонтируемого лицея в здание агротехникума, где происходит учебный процесс сейчас, осуществляет  специальный школьный автобус в три рейса утром. Затем доставляются до места учебы ученики второй смены.

По словам начальника управления образования, изначальные сроки окончания работ значились до 25 августа 2024 года, плюс, два месяца на приемку.

 То есть работы здесь еще на четыре месяца. А как они будут продвигаться, когда начнутся заморозки? – задал вопрос Алексей Чесноков.

— Сейчас начались работы по благоустройству территории. Это отдельный контракт, отдельная фирма, которая работает только на благоустройстве территории. С этой фирмой контракт был заключен в начале сентября. Срок окончания работ у них — до 1 ноября.

По фасаду у нас идет тоже субподрядчик, его делает отдельная бригада. Вообще, по подрядчикам основные вопросы к внутренней отделке.

— По поводу продления контракта было допсоглашение?

— Нет, у нас идут штрафные санкции. Подрядчик под неусыпным контролем. Мы ежедневно контролируем количество работников в утреннее и вечернее время. Срок рабочего дня подрядчик продлил для своих рабочих, чтобы ускорить темпы ремона.

Санузлы подключены, стены практически готовы, вставлены новые окна, сделано новое отопление, оно прошло проверку — опрессовку.

— Когда стало известно, что подрядчик не успеет в срок? 

— Начали очень хорошо, быстро, было много людей. Стены снимали вплоть до кирпича, под штукатуркой оказалось много слоев обоев. И когда в феврале, марте мы зашли сюда и увидели школу с кирпичными стенами, стало страшно — как можно весь этот объем реализовать в такие сроки? Тем не менее, процесс шел, ни на один день не останавливались. Да, где-то было не столько рабочих, как мы бы хотели и как нам это представлялось.

Когда лето забрезжило на горизонте, мы забеспокоились всерьез, директор начал письма писать. Она находилась в тесной взаимосвязи с подрядчиком всегда.

Со стороны администрации проблем никаких нет — по выполненным работам происходит оплата.

— Конкретно, какие действия были предприняты для ускорения этого процесса, точнее, чтобы процесс был в рамках договорных отношений?

— Мы же видели, что есть опасность не уложиться в сроки. Рабочие совещания начались у нас с июля, может, даже с июня. Это наши еженедельные встречи, которые проходят по вторникам — приезжает подрядчик, директор лицея, замглавы администрации района, либо я. И мы здесь общаемся, обсуждаем все в живом режиме. С июля на этих встречах стал присутствовать прокурор. С августа прокурор предписание написал подрядчику. С нашей стороны были написаны претензии, письма. То же самое со стороны администрации и директора школы, как заказчика. Поэтому процесс шел в полном объеме.

— То есть в июле? Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь — три месяца до завершения. Вы только в июне начали подозревать, что за июль август не завершат? Вы сказали, что будут штрафные санкции к подрядчику в соответствии с договором. Как отреагировал подрядчик? Что конкретно, кроме увеличения рабочих смен было сделано со стороны подрядной организации?

— Увеличение количества рабочих. Если у нас минимально было человек семь, восемь на внутренних работах, то сейчас у нас работает внутри от 30 до 40 человек.

— То есть многократное увеличение. И подрядчик изначально не мог предполагать, что семь человек, одна, полторы бригады сделают все до августа? Фактически процесс ускорения начался только в июле?

— Не знаю, это у подрядчика нужно спросить.

Честно нужно сказать, процесс ускорения начался с августа.

К разговору достаточно живо и открыто присоединился заместитель директора подрядной организации Марина Мартюшова.

Марина Мартюшова, представитель подрядчика.

Она назвала школу классной, огромной. По словам Марины Сергеевны, каменский лицей № 2 с другими школами не сравнить.

«Но подобные объемы по практике ремонтируются два года по всем правилам, по всем канонам строительства. Чтобы сантехники не мешали электрикам, чтобы электрики не трогали другое звено. Но в нынешней ситуации контракт семь месяцев, — уверила представитель компании ООО «НСПМК 1072», — нас ставят в рамки. Единственное, со стороны контрактной системы неправильно — такую школу построить, по сути, за семь месяцев. Для этого нужно 400 человек сюда нагнать, а в нынешней ситуации людей катастрофически не хватает.

Конечно, мы идем на эти рамки. Мы сейчас стараемся успеть. Сейчас и успеваем — идет завершающая стадия. Но школа была в катастрофическом состоянии.

Вот Роман Сергеевич, подрядчик по фасаду. Он зашел на объект в июне. Почему он зашел на работы только в июне? Мы выиграли контракт в феврале, но зашел в июне. Потому что все согласовывал: цвет кассет, перекрестную систему — мы все согласовывали с заказчиком и дело это не одного дня. Вы не представляете, сколько мы с Романом проделали работы».

Школьная столовая.

Ответственный за фасад подтвердил слова коллеги по строительству, сказав, что в расчетах сметных документов было очень много ошибок. И это при том, что по сметной документации на отделку фасада предусматривались металлокассеты, а вся подсистема по факту была для сайдинга. Пришлось тратить трудочасы на перекрестную подсистему, а до этого на бумажные согласования.

«Это только один момент по фасаду, — снова включилась в разговор Марина Мартюшова, — а сантехники заходят, которых на объекте пять, семь постоянно — у них вообще другие вопросы. Потому что в лицее проектная документация отсутствует.  Были сметы, но не было проекта. На ходу меняем решения, конструктив, пишем письма заказчику, ждем ответа. Тут еще строительный контроль над нами».

 

Алексей Чесноков задает вопрос, который задавал до этого начальнику управления образования:

Сколько человек работало на объекте изначально? Когда вы приступили к работе, уже было понятно, что двухлетнюю работу нужно сделать за семь месяцев. Вы это знали. Сразу бригаду побольше нельзя было нанять?

— Как заехали, на стадии демонтажа работало человек 15-17. То, что вы видите, это уже конфетка.

Нам дали семь месяцев, а бригаду большую невозможно было организовать. Как бы они здесь работали? На момент демонтажа и «общестроя» невозможно же было отключить школу от света и отопления. Есть такие моменты, когда мы друг друга ждем, когда мы друг другу мешаем.

Когда мы зашли в школу, был вопрос об отключении здания от тепла участками, поочередно. Когда взялись за это, выяснилось, что водоснабжение на котельную идет через школу, запорная арматура никакая, не держит она и сейчас. Если бы запорная арматура держала, мы бы отключили «трехэтажку», здесь бы начали работать. Физически не получилось: воду отключаем, котельная встает, школа замерзает.

Начали вести демонтаж труб советских времен, только бетон вскрываем, труба, словно фольга — порывы. Только старое водоснабжение восстанавливали два раза.

Когда пол вскрыли, выяснилось, что половина стен даже не на фундаменте стоит. Вопросов очень много, как и дополнительных работ.

Увеличить количество людей, а для чего? Нам же нужно составить бумаги, все это утвердить.

Вообще, допсоглашение на перекрестную систему фасада подписали только 24 июля.

Мы будем здесь до конца и сами хотим уже разрезать красную ленточку при открытии этой прекрасной школы».

Выслушали доводы. Понять можно. Но был ли неусыпный контроль со стороны местного образования на самом деле, а не только тогда, когда на горизонте появился жареный петух, готовый клюнуть в причинное место?

Почему за год никто и слова не сказал, что проект, оказывается, рассчитан на два года? При этом, во время июльского визита представитель стройконтроля вполне отчетливо давал рекоменации по ускорению процесса и недоумевал, почему работы рассеиваются точечно, когда можно взять и сделать одно, а потом перейти к другому. Мы не специалисты строительной отрасли, но записи слов контролирующего строительного ведомства в наличии имеются.

Сейчас же в условиях внезапных подробностей и изменений, ждем лицей к декабрю.

Юлия РАССКАЗОВА. Фото Константина ЗЯТЬКОВА.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here