Носят воду ситом: барнаульский ученый раскритиковал доклад о загрязненности Оби.
В реке обнаружены соединения металлов и нефтепродукты. Эксперт Института водных и экологических проблем СО РАН Владимир Кириллов полагает, что данные не вполне объективны
Росгидромет обнародовал отчет о состоянии окружающей среды в России за 2023 год. В документе приведены данные мониторинга воздуха, почвы и водных ресурсов. Состояние одной из крупнейших рек в мире – Оби – варьируется от «слабо загрязненного» до «грязного»: самые высокие показатели вредных веществ обнаружены ниже по течению – в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Участок от Барнаула до Камня-на-Оби по уровню загрязненности находится примерно посередине. Специалисты заявляют о содержании в воде соединений алюминия, нефтепродуктов, реже – соединений цинка, меди и марганца.
По мнению заведующего лабораторией водной экологии ИВЭП СО РАН Владимира Кириллова, доклад Росгидромета не дает полной картины о состоянии водной артерии и точно не должен быть поводом для паники.
«Протяженность Оби – 3650 км. Площадь, с которой стекает вода в реку Обь, – 3 млн квадратных километров! То есть это очень большая система. В докладе приведены обобщенные данные с постов наблюдения. Но постов наблюдения сейчас очень мало – 105 по всей Оби. Когда воду носят ситом – вот это про современную модель мониторинга в гидрометеослужбе, да не обидятся мои бывшие коллеги», – поясняет Владимир Кириллов.
По словам ученого, есть вопросы и к самому химическому анализу воды.
«Выбраны так называемые приоритетные загрязняющие вещества, которые встречаются по всей стране, и они являются в международном плане тоже значимыми. Нужно успокоить наших людей. А то сказали – а он уже побежал искать этот алюминий в реке. Но у нас тут свои породы, из которых этот алюминий вымывается. Ну и несчастный марганец – у нас геохимическая аномалия совершенно точно, повышенное содержание марганца в наших породах! Ему никуда не деться, он все равно попадает в реку», – добавляет эколог.
Что касается нефтепродуктов, то они в бассейне Оби действительно присутствуют, но для алтайского участка реки они не являются столь же значимыми, как для «нефтяных» регионов, расположенных ниже по течению. Владимир Кириллов также подчеркнул, что система экологического наблюдения в России в целом несовершенна: исследования проводят многие ведомства (Роспотребнадзор, Росприроднадзор и др.), у которых не всегда совпадают точки мониторинга и не всегда есть обмен информацией.
«На самом деле надо им сказать большое спасибо – информация, полезная для того, чтобы задуматься об уточнении мониторинга на нашей территории и принятия решений о снижении загрязнений. Но тот же самый марганец и нефтепродукты – это вторая по значимости проблема для живущих на берегах Оби, знаете после чего? После описторхоза», – заключил собеседник «Толка».
Екатерина ГАСЬКОВА. ИА ТОЛК.