В Каменском районе пригородные автобусы больше не ходят. Исключением стал лишь один сельсовет в заречье. И то, потому что там есть свой водитель. Каменское ПАТП выделило Верх-Аллаку автобус. Зимой он стоит в теплом гараже, а водитель из местных следит за его техническим состоянием, да сельчан возит. Другим сельсоветам так не повезло — жители оказались отрезаны от автобусного сообщения с райцентром. Чтобы попасть в Камень-на-Оби они вынуждены нанимать такси.

В первую очередь, под удар попали пенсионеры, которым нужно регулярное медицинское наблюдение. Да и тем, у кого нет личного автомобиля, приходится не сладко. Работы на селе нет, пенсии минимальные, а в городе решаются практически все жизненно важные социальные вопросы. Вот и ищи выход, выкладывай деньги. Людям ясно дали понять — автобусы больше возить вас не будут! И это произошло в масштабах всего Каменского района.

Почему и есть ли перспектива повернуть ситуацию вспять? Как так вышло, что в век развития, цифровизации, улучшения качества жизни и соцуслуг, мы «отрезаем» от цивилизации многочисленные села, в которых живут люди?

ПАТП — ЕДИНСТВЕННОЕ КРАЕВОЕ

Для начала стоит отметить, что городским и пригородным автобусным сообщением на протяжении многих лет обеспечивало муниципалитет АО «Каменское пассажирское автотранспортное предприятие». Это предприятие уникальное в своем роде — единственное в Алтайском крае, которое находится не в частных руках. Контрольный пакет акций находится в краевом министерстве транспорта. По сути, перевозчика можно назвать государственным.

Но как так получилось, что подведомственное министерству транспорта предприятие отказалось возить сельских пассажиров?

Глава попереченского сельсовета Ирина Дворских начала поднимать вопрос еще по весне, как только нависла угроза остаться без единственного автобусного маршрута № 105 «Камень-на-Оби — Зеленая Дубрава». Данный маршрут обслуживал четыре населенных пункта: Поперечное, Новоярки, Зеленая Дубрава, Филипповский. Глава обращалась в районную администрацию, вела переговоры с руководством ПАТП. Администрация же Каменского района не в силах повлиять на работу «министерского» предприятия. Хотя в ее функциях — утверждение маршрутов и заключение контрактов с АО. Администрация перед ПАТП выступает в роли заказчика, заключает с предприятием контракты на перевозки. Вот только денег в местном бюджете нет, чтобы контрактом оплатить весь объем необходимый пассажирских перевозок. По этой причине в последние годы дотации выделял край. Однако и эти денежные средства не в силах покрыть все расходы перевозчика.

«В границах района у нас имеется шесть маршрутов, один из которых на заречной стороне, — говорит Армен Паносян, начальник отдела дорожного хозяйства комитета по ЖКХ администрации Каменского района, — мы знаем, что на сегодняшний день предприятие испытывает значительные финансовые убытки при реализации своей деятельности. В ПАТП не хватает водителей категории D.

Со стороны администрации в минтранс направлена информация о текущем положении дел и рассмотрения возможности той или иной поддержки».

Обычные люди же не разбираются в госконтрактах, убытках, нерентабельности. Получая пенсию в размере 13 000 рублей, теперь они вынуждены выбирать — на жизнь потратить или на проезд до больницы.

«Нам сказали, нет водителя. И не только наше село страдает, все соседние тоже, — сетует Валентина Кузовкина, жительница села Поперечное, — а как раньше было удобно попасть в поликлинику, больницу, что-то приобрести.

Раньше проездной на автобус стоил 360 рублей. Всегда ездили человек 17-18 по проездным. Но пока едем до Камня-на-Оби, к нам подсаживались из Октябрьского, Толстовского и Новоярков. Бывало, автобус был настолько полным, что нам приходилось ехать стоя. То есть потребность в нем есть. Один раз в неделю он ходил, четыре поездки в месяц. А сейчас нам за одну поездку приходится платить 500 рублей. Это очень накладно с нашими минимальными пенсиями в 13 тысяч рублей. И как нам на такую сумму умудриться прожить и посетить доктора?

Валентина Кузовкина.

Без автобуса в этом месяце я уже четыре раза ездила в Камень в поликлинику. Потратила уже больше двух тысяч рублей — это только приемы у врача. А помимо этого, процедуры. А работает у нас один таксист на село, набирает полный автомобиль. Порой не все желающие уехать входят.

Мы многого не просим, мы просим лишь самое малое — верните нам автобусный маршрут, чтобы мы могли ездить в город хотя бы один раз в неделю».

ВОДИТЕЛИ, ОТКЛИКНИТЕСЬ, ПОМОГИТЕ!

Как правило, подобные оптимизации проводятся тихо. Люди повозмущаются, пожалуются, поймут, что им никто не поможет и тихо смиряются. Но есть те, кто готов бороться за права. Глава сельсовета Ирина Дворских в настоящее время планирует обратиться за помощью к представителю Уполномоченного по правам человека в Каменском районе Маргарите Мишустиной. Подумывают сельчане и об обращении в Народный фронт. Люди уверены, что их права ущемлены, их лишили одной из самых необходимых возможностей в жизни. Увы, на селе нет больниц, МФЦ, пенсионного фонда и т.д. А к зиме цена на сельское такси может еще подорожать.

По словам Ирины Дворских, руководство пассажирского автотранспортного предприятия предложило лишь одно решение возникшей проблемы. Если сельсовет найдет своего собственного водителя, то ему выделят автобус, будут платить зарплату. Правда, оплата труда на столько скромная, что озвучивать ее стыдно. Порядка 11 000 рублей в месяц за три дня работы в неделю, а занятость получается на весь день. Несмотря на это, в Поперечном уже принялись за поиски водителя. Кто знает, может произойдет чудо. Под лежачий камень вода не течет.

«Уже разговаривала с тремя водителями , — рассказывает глава попереченского сельсовета, — ищу их по близлежащим селам. Не обращалась еще в село Плотаву, что находится в семи километрах от нас. Результаты переговоров пока ничего не принесли. У одного из водителей забрали категорию D из-за преклонного возраста. Второй перебрался жить в Камень-на-Оби. Третий — водитель школьного автобуса. Он загружен работой, почти не бывает дома, дополнительная нагрузка и ответственность за людей ему не нужна.

Пока ищу водителей «устно»,  потом планируем раскидывать по сельсоветам объявления. Мы готовы даже жилье предоставить, лишь бы кто-нибудь откликнулся. Так как автобус селам очень необходим».

У УБЫТКОВ НЕТ ЭМОЦИЙ, А У ГОРОДА ВОДИТЕЛЕЙ

О сложившейся ситуации мы поговорили с Александром Селиверстовым, ИО руководителя АО «Каменское ПАТП».

— Почему в районе прекратилось транспортное сообщение с городом?

— Потому что у нас нет водителей, которые будут обслуживать район. Нужно 35 человек, чтобы обслужить и пригород и город. Девять маршрутов по городу, шесть маршрутов — это Каменский район, два маршрута — Крутихинский район. На город нам нужно обеспечить 24 человека водителей. Все остальные — на пригород.

И еще хочу отметить, что в Камне-на-Оби не обучают водителей на категорию D. Самый ближайший населенный пункт, где это можно сделать — Хабары. Мы готовы за свой счет учить водителей на права, но за несколько лет нашелся всего один желающий. Хотя мы зовем, регулярно даем об этом объявления в СМИ. Обучение стоит 30 000 рублей, но на эту категорию сейчас почему-то мало кто идет учится. Никто не хочет в таких условиях и за такую зарплату работать.

Если я владею правильной информацией, по Алтайскому краю за 2023 год на категорию D отучились всего 14 человек. Ситуация печальная и неизвестно, чем она обернется в будущем.

— Насколько серьезно сейчас положение дел с финансовым состоянием предприятия?

— Контракт с муниципалитетом на первое полугодие составлял 10 000 рублей. Это по району по городу. Смешная сумма, не правда ли?

За 2023 год мы понесли убытки. Выручка в прошлом году составила 74 млн 809 тысяч рублей. Затраты понесли — 79 млн 943 тыс. руб. И то, третий и четвертый квартал 2023 года министерством транспорта Алтайского края нам было выделено 4 млн 400 рублей. Все равно мы в убытках. Мы не можем позволить себе платить водителям достойную зарплату. Все уезжают на более оплачиваемые работы — вахтой и в крупные города.

— Вы говорили, что если сельчане сами себе найдут водителя, то маршрут возобновит свою работу?

— Да, будет немного полегче, но убытки мы все равно будем нести. Если посмотреть за 2023 год, на пригородных перевозках вышла выручка порядка 1 млн 300 тыс. руб. А затраты — 3 млн. 620 тысяч. Как работать в такой ситуации?

Александр Селиверстов.

— Может быть, увеличить стоимость проезда на пригородных маршрутах?

— Кстати, себестоимость билета даже в городе (я не говорю про пригород) — это 76 рублей за билет, чтобы мы работали в ноль, даже без прибыли. В настоящее время цена проезда в автобусе 32 рубля и поднять ее выше не можем, потому что многие люди в нашем городе живут на небольшую пенсию, получают минимальную зарплату.

А взять одни каменские дороги, по городу же ездить невозможно. Из-за ужасного состояния дорожного полотна, автобусы постоянно ломаются, простаивают в ремонтах.

Возможно, выходом из ситуации могут быть дотации от министерства транспорта. А пока у нас просто некому работать, водителей становится все меньше и меньше.

P.S: В непростой ситуации оказался Каменский район, а особенно все его сельские жители. Удастся ли исправить ситуацию и соединить район с городом, покажет время. А мы обязательно расскажем, как будут развиваться события.

Юлия РАССКАЗОВА. Константин ЗЯТЬКОВ.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here