На недавней внеочередной сессии районного Собрания депутатов рассматривали всего три вопроса, инициированных муниципальной властью. Почти единодушно, с одним воздержавшимся и одним отказавшимся голосовать, народные избранники приняли новый порядок оплаты труда главы района, руководителей и служащих администрации. С такими же раскладами приняты изменения в бюджет. В числе прочего, многомиллионная краевая дотация, поддержанная лесом депутатских рук, отправилась в буквальном смысле в топку.
Поднятие зарплат работникам администрации давно уже пребывает в центре весьма неспокойного обсуждения. Причем, о рядовых служащих администрации, как правило, вопросов практически нет, больше знак вопроса относится к факту повышения зарплат именно главы района и его замов, о которых, как поется в песне: «Народ сказывает про Вас разное:
И хорошее, конечно, и совсем безобразное».
Интересно, что, по сути, в данном вопросе депутаты оказались в ситуации «безальтернативного выбора» — новое положение об оплате труда обусловлено соответствующим постановлением АКЗС.
Изменение действующего положения об оплате труда главы района и такое же положение для сотрудников администрации связано с приведением в соответствие с постановлением Правительства Алтайского края от 22 июня 2023 года № 224. Интересно, что во вносимых изменениях в районный устав должностные оклады муниципальных служащих администрации индексируются постановлением, собственно, администрации района. По главе района размер оклада определяет упомянутое выше постановление регионального правительства.
Естественно, депутаты не могли не поинтересоваться, какой будет финальная получка главы района вместе со всеми надбавками и коэффициентами.
— Или это продолжает быть секретом, как при Евгении Гордиенко? — поинтересовался депутат Виктор Штрак. — А вот Федор Найден никогда её не скрывал.
В положении об оплате труда предельный размер оплаты труда установлен в размере 104 тысячи рублей, а вместе со всеми «накрутками» из неё получается сумма около 150 тыс. руб. Такую сумму озвучил докладчик – председатель районного финкомитета Ирина Мамонова.
На доклад ответил небольшим выступлением депутат Василий Железовский. Он отметил, что обсуждаемые в одной связке два вопроса — зарплаты главе и служащим администрации района — актуальны на сегодняшний день.
— Я не сомневаюсь, что требования постановления правительства будет выполнено, по-другому мы не можем. Но при этом мы должны сделать какой-то анализ качества работы, и обратить внимание на то, что постановлением, всё-таки, установлен предельный уровень оплаты труда, на сколько мы можем поднять. Минимальный — не установлен. От нашего решения будет зависеть сколько будут получать глава и чиновники. Для себя, чтобы понять, как работает глава, я дважды просил предоставить табель учета рабочего времени. Глава мне на эти запросы не ответил. Мы также с депутатами просили, чтобы нам предоставили старое и новое штатные расписания, чтобы сравнить, как изменится заработная плата работников администрации. Этого тоже не произошло.
Он также обратил внимание на то, что согласно июньскому постановлению краевого правительства зарплаты должны быть пересчитаны с 1 января 2023 года, а райсобранию предлагают внести изменения с 1 июля того же года. В то же время, по всей видимости, на указанный перерасчет с 1 января из вышестоящего бюджета направлялись какие-то дотации. Тот факт, что перерасчет в Каменском районе будет производиться с 1 июля, по мнению Железовского, вполне возможно превратится в соответствующее представление прокуратуры.
А возвращаясь к вопросу эффективности работы главы и муниципальных служащих, депутат напомнил о коррупционных скандалах, которые так или иначе периодически вертятся вокруг администрации Каменского района. И упомянул акт проверки Госфининспекции Алтайского края Каменских теплосетей (копия есть в распоряжении «Каменских новостей»).
— Где-то месяц назад на одном из совещаний губернатор Алтайского края отметил, что в этом акте восемь материалов (видимо, в перспективе материалов уголовных дел, — прим. «КН»), которые не сегодня завтра будут реализованы, — сказал с трибуны Василий Железовский. — А у меня ещё один интересный документ — акт планово-выездного контрольного мероприятия в комитете администрации Каменского района по ЖКХ, строительству и архитектуре (тоже есть в нашем распоряжении, это документ на 129 страниц, — прим. «КН»). И здесь все объекты, которые администрация делала по благоустройству, говоря простым языком, с откатами. И там десятки, сотни и миллионы рублей. В том числе по закупке угля у единого поставщика с завышением цены. Любую страницу акта открывайте, и можно возбуждать уголовное дело.
Через контекст этого внушительного акта депутат Железовский предложил оценить работу главы и муниципального чиновничьего аппарата, прежде чем определять заработную плату в тех пределах, которые диктует краевое постановление.
В принципе, примерно об этом же чуть ранее говорил в интервью «Каменским новостям» председатель районного Собрания депутатов Алексей Марин. Он отметил, что к этому вопросу надо подходить, тщательно взвесив все имеющиеся данные. Повышение зарплаты должно быть оправданным, в особенности это касается заместителей главы администрации, коих у нас аж трое. Грубо говоря, сам оклад четко предопределен постановлением, а вот надбавками можно крутить-вертеть в весьма широком диапазоне.
Депутат Василий Железовский предложил весьма развернутый подход к оценке работы исполнительной власти и всех её кабинетов. А у нас есть идея проще, и метод касается как раз заместителей — напомним, что целесообразность такого количества в отдельно взятой администрации бурно обсуждалась ещё прошлым созывом РСД.
Так вот, сам метод, который мог бы взять на вооружение глава района. Нужно представить, что каждый из замов по очереди уходит на больничный, скажем, на недельку. В том случае, если возникает ощущение надвигающегося локального хаоса, зам не просто так ест свой хлеб с колбасой. А если мысль, скорее, такая: «да и хрен с ним», то это повод задуматься.
Сами изменения в порядке оплаты труда были внесены, потому что (читай выше) они не могли быть не внесены. Осадочек остался потому, что исполнительный кабинет может регулировать «настройки зарплаты по умолчанию» соответствующими надбавками, и не понятно будет — по труду ли, по близости к телу ли…
Вопрос об изменениях в бюджет оставили на десерт — но не просто так, вносимые изменения предполагали увеличение доходной части за счет дотаций. Часть из них как раз может покрыть новые расходы на заработные платы администрации.
Но в центре внимания оказалась другая, весьма специфическая дотация. Это ставшие уже традицией безвозмездные многомиллионные вливания с особым протоколом Минфина края — на приобретение резервного угля для МУП «Каменские теплосети».
Год тому назад подобная дотация уже вызывала вопросы депутатов. Вызвала она и сейчас. Потому что «целевая дотация» — это юридический нонсенс, оксюморон, взаимоисключающие параграфы. Дотация как форма межбюджетных трансфертов существует как средство покрытия дефицита нижестоящей казны, и по Бюджетному кодексу распределениями дотаций занимаются органы местного самоуправления.
Интересно, что в самом начале доклада представитель финкомитета особо подчеркнула, что проект изменений в бюджет был проверен и одобрен контрольно-счетной палатой Каменского района. В связи с чем возникает закономерный вопрос: новоиспеченный председатель КСП Наталья Ковылина знакома с Бюджетным кодексом РФ только выборочно? Или это избирательное внимание к происходящему уже потихоньку даёт о себе знать?
Как бы то ни было, выступивший в ходе обсуждения вопроса депутат Железовский подчеркнул, что принятие дотации вместе с «целевым протоколом» является нарушением законодательства. Депутат Виктор Штрак добавил, что неплохо бы эти 28 миллионов направить в какие-то «провисающие» социально значимые сферы, такие как благоустройство, содержание дорог, уличное освещение — тысячи их у нас. Но большинство присутствующих согласились (да и администрация настаивала), что протокол Минфина есть незыблемый императив.
Что из определения в корне неверно, и даже при наличии указанного протокола депутаты вправе были распределить дотацию в размере 28 млн. рублей по своему усмотрению, а не конвертировать их безоговорочно в твердое топливо для теплосетей.
Понятно, что в таком случае на следующий год Минфин Алтайского края десять раз бы подумал, прежде чем спонсировать Камень углем, и тогда бы возник серьезный риск превратить объекты инфраструктуры и многоквартирный жилой фонд в подобие скандинавского Йотунхейма.
А тут уже вопросы возникают к деятельности теплоснабжающего предприятия и контролю со стороны учредителя. Интересно, а если бы на сессии поднялся вопрос о выделении нескольких десятков миллионов рублей из краевой дотации муниципальной аптеке «Галатея» на выкуп парацетамола у поставщиков. Абсурд? Но при этом и то, и другое — хоть и муниципальные, но коммерческие предприятия, извлекающие из своей деятельности прибыль.
Максим ПАНКОВ.