Новый утильсбор: тысячи жителей России остались без автомобилей, но с миллионными долгами

3
16248

После отмены льготной ставки для некоторых россиян сумма утилизационного сбора за отдельные марки автомобилей взлетела до 1 млн 270 тысяч рублей.

Новые изменения в законодательстве и существенное повышение утилизационного сбора на автомобили, ввезенные в Россию с использованием схем растаможки через страны Евразийского экономического союза, неминуемо повлияют на еще более существенный рост цен на машины в краткосрочной перспективе. Подробнее об этом «Толк» побеседовал с экспертами алтайского авторынка.

Читайте также: Житель Камня-на-Оби купил автомобиль в Киргизии и «попал» на миллион (видео)

Миллионный рост

По данным агентства экономической информации «Прайм», утилизационный сбор, коим является разовый платеж государству за будущую утилизацию авто, проиндексировали в России с 1 августа 2023 года.

Тогда ставка на легковые автомобили в среднем выросла в 1,7–3,7 раза в зависимости от объема двигателя.

Уже после этого для борьбы с серым параллельным импортом Минпромторг скорректировал механизмы уплаты утилизационного сбора за машины, ввозимые физлицами с целью перепродажи. После этого ставки выросли в десятки и даже сотни раз.

В редакцию «Толка» обратился житель Камня-на-Оби по имени Антон. Мужчина не захотел называть свою фамилию.

По его словам, сейчас за битый автомобиль Mazda CX-5, купленный на аукционе в США и ввезенный в Россию через Киргизию, таможня требует в качестве утилизационного сбора 1 млн 270 тысяч рублей.

«При стоимости машины в 2,3 млн рублей это просто нереальная сумма. Если не заплачу утилизационный сбор, не смогу поставить машину на учет. Пока она стоит в гараже как памятник. Мало того, каждый день капает пеня. Точно не знаю сколько, но где-то 700–1000 рублей в сутки набегает».

Антон добавил, что в Россию он ввез два одинаковых автомобиля. Один достался тестю и тот успел оплатить утилизационный сбор в размере 5200 рублей. Мужчина пояснил, что родственнику невероятно повезло, что он успел это сделать до 29 октября, когда и вступили в силу изменения в действующем законодательстве.

Из разъяснений Федеральной таможенной службы следует, что новый порядок уплаты утилизационного сбора, в частности, не предусматривает применение понижающих коэффициентов его расчета в отношении второго и последующих транспортных средств, ввезенных ранее чем через год, чем первый автомобиль.

Не исключено, что в ситуации с Антоном из Камня-на-Оби сработало именно это нововведение, хотя мужчина и объясняет, что они с тестем покупали машины каждый сам для себя.

Для борьбы с перекупщиками

Многие федеральные эксперты отмечают, что столь радикальным повышением утилизационного сбора государство фактически объявило войну перекупщикам, которые могли ввозить машины из-за рубежа большими партиями.

Эксперты отмечают, что для простых людей возможность платить утилизационный сбор по льготной ставке осталась, хотя для этого необходимо соблюсти массу условий.

  • В частности, машина должна приобретаться для личного пользования.
  • Ее регистрация в ГИБДД должна осуществляться на непосредственного плательщика утилизационного сбора в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера.
  • Еще одно важное условие сводится к тому, что ввоз автомобиля, в том числе в иные страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), должен осуществляться физлицом в целях личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС (за исключением процедуры таможенного транзита).

Теперь потенциальный покупатель автомобиля с объемом двигателя до двух литров может заплатить льготный утилизационный сбор в размере 3,4 тысячи рублей, но в таком случае ему придется воздержаться от продажи машины в течение года.

Если все-таки владелец авто решит его продать, ему придется доплатить утилизационный сбор, но сумма увеличится до 306 тысяч рублей. Эта нагрузка может лечь как на плечи продавца, так и на плечи покупателя, в зависимости от договоренности.

Без оплаты повышенной стоимости утильсбора новый собственник опять же столкнется с тем, что не сможет поставить машину на учет.

Новый утильсбор напрямую ударит по ценам

О том, как новые правила утилизационного сбора отразились на ценах на автомобили, «Толк» побеседовал с руководителем барнаульского автоцентра Dana Motors Денисом Дисеновым:

«Если раньше на машины, ввезенные из-за рубежа для личного пользования, утилизационный сбор составлял 3,4–5,2 тысячи рублей, сейчас этот же сбор приравняли к коммерческим ставкам и теперь его стоимость варьируется от 306 тысяч рублей и выше. Финальная сумма зависит от объема двигателя и года выпуска автомобиля».

По словам Дисенова, именно поэтому цены на новые автомобили как минимум поднимутся на 306 тысяч рублей. Цены на машины с объемом двигателя от двух до трех литров могут подняться на 860 тысяч рублей.

Машины старше трех лет до двух литров поднимутся в цене на 550 тысяч рублей, с объемом от двух до трех литров – на 1 млн 270 тысяч рублей.

Эксперт привел конкретный пример: за Subaru Outback при стоимости 1,8–2,1 млн утилизационный сбор составит 1 млн 270 тысяч рублей. Примерно на эту цену данный автомобиль может подорожать на рынке в краткосрочной перспективе.

О том, как сильно всех встряхнула тема нового утилизационного сбора, говорит и гендиректор автосалона «Сибирь-Авто» Олег Кадников.

По его словам, за относительно новые Geely Monjaro или Changan UNI-K утилизационный сбор уже составляет 306 тысяч рублей.

На машины 2017 года выпуска утильсбор начинается от 520 тысяч рублей, а при более старом годе выпуска и большем объеме двигателя он действительно может превышать 1 млн рублей.

Машины будут дорожать и дальше

Денис Дисенов отметил, что цены на автомобили росли в течение года даже без привязки к утилизационному сбору.

Такую динамику эксперт объясняет тем, что на рынке наблюдается дефицит автомобилей с пробегом. Он в свою очередь сложился из-за того, что рынок покинули многие дилеры.

«Раньше многие покупали новый автомобиль, ездили на нем пять лет, продавали и покупали новый. Сейчас новых просто нет. Поэтому люди продолжают пользоваться тем, что есть. У нас становится все как в Европе. Хочешь хороший автомобиль с маленьким пробегом, на него цена ближе к небу. На подбитые машины со скрученным пробегом цена, конечно, ниже», – говорит эксперт.

По словам Дисенова, в июле этого года Honda CR-V 2008 года выпуска в среднем стоила 1,3 млн рублей, сейчас такие автомобили подорожали до 1,6–1,7 млн рублей.

Toyota Camry 2010–2011 года выпуска еще в июне продавали за 1 млн 250 тысяч рублей, сейчас такие же машины с тканевыми салонами продаются за 1,8 млн рублей, а за такие же модели с кожаными салонами просят до 2 млн рублей.

Также эксперт добавил, что в сентябре и октябре текущего года наблюдалось снижение цен на новые автомобили, ввезенные из Китая. Это он объяснил тем, что на данный период времени пришлось снижение спроса в этом сегменте. Тогда снижение цены составило примерно 10%.

За два года цены взлетели в два раза

По оценке Олега Кадникова, с июля текущего года и по настоящее время цены на автомобили поднялись на 20–25%.

Собеседник подчеркнул, что еще ощутимее динамика роста цен наблюдается в ретроспективе последних двух лет.

Эксперт также привел конкретные примеры. По его данным, Mitsubishi Outlander за последние два года с 700–800 тысяч рублей поднялся в цене до 1,3–1,4 млн рублей.

Toyota Corolla 2005 года выпуска с 400 тысяч рублей подорожала до 800–850 тысяч рублей.

Кадников уверен, что машины будут расти в цене и дальше. Эксперт считает, что к началу следующего года цены могут подняться еще на 10–15%.

К слову, в конце октября управляющий Отделением Барнаул Банка России Андрей Иванов отметил, что темп годового роста цен на легковые автомобили вырос. В качестве причин он назвал увеличившуюся активность потребителей и ослабление рубля. Дополнительно на рост цен на автомобили, по его оценке, повлияло снижение предложения на авторынке из-за действующего запрета на поставки некоторых машин из Японии.
Алексей КУЧЕРЯВЫХ. Фото: Виталий Барабаш. ИА ТОЛК.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Обокрало государство своих граждан в очередной раз, при этом обокрало всех — ведь цены опять вырастут на все авто!

  2. Почему не дают людям зарабатывать?Даже если люди занимаются перегонами машин?Почему не создают благоприятные условия для рыночной экономики, а создают какие-то условия, которые бьют по карману.

  3. Просто: я в шоке. Понятно что должен быть какой-то регулятор. Но хотя бы поступили по человечески, объявили заранее что будет повышение за два месяца, чтобы люди не попали! Все для людей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here