Продолжение. Начало в № 48-51 (2021 г.), № 4-19, 21-23, 25-28, 30-46 (2022 г.).
ЗАГОТСКОТ
В двух километрах от поселка Курган, в самых отдаленных логах, располагался поселок как подсобное хозяйство «Заготскот», где круглогодично содержался на откорме скот, закупленный у населения. Хозяйство имело 2836 га земли.
По логам имелись богатые выпаса и сенокосы. Самое крупное поголовье было летом. На зиму оставался молодняк, для которого строились примитивные дворы с использованием местных материалов. Стены — плетень, оштукатуренный глиной с соломой. Крыша — соломенная. От ветра защищались ограждением из ветлы и соломы.
На протекающем по лугу ручье — обширный пруд, сохранившийся до сих пор. В нем водится рыба, очень удобно купаться. Верхняя пойма пруда заросла травой и камышом. К ней вплотную подступают березовые заросли, среди которых взору неожиданно открывается ровная прямоугольная площадка как по заказу, очень красивая, открытая с южной стороны на пруд и залитая солнцем.
Здесь и приютился поселок «Заготскот». В нем было около полутора десятков, в основном, одноквартирных домов для рабочих и обслуживающего персонала. Несколько жилых домов, школа и клуб были деревянные, остальные — камышитовые, что тогда было в моде, ибо обходилось дешево.
Все делалось очень быстро и просто: возводился каркас из столбов, обшитых жердями, между которыми набивался камыш. Иногда дом собирался из заранее приготовленных камышитовых щитов. Внутри и снаружи дом штукатурился глиной, смешанной с соломой. Правильно построенные дома получались красивыми, теплыми и сухими.
Имелась довольно приличная школа, состоящая из одной классной комнаты. Вначале работали два учителя, потом остался один, обучавший около 20 ребятишек. Среди них — дети из поселка Курган. Одной из учительниц школы была Шульга Евдокия Степановна, проживавшая затем в Камне. Ее муж, Федор Григорьевич, более 20 лет проработал в тех местах лесником.
Поселок в разное время то являлся самостоятельной бригадой, то подчинялся Тамбовскому отделению, земли которого передавались в «Заготскот».
Когда образовался совхоз «Каменский» с наделом земли у города, Тамбовское отделение отошло совхозу «Ленинская Искра».
Откорм скота также перенесли в город, где создали необходимую кормовую базу, построили комбикормовый завод. Функции по заготовке кожесырья перешли в заготживсырье, которое вскоре подчинили заготконторам потребкооперации. Так постепенно надобность в удаленном от города поселке «Заготскот» отпала, и он перестал существовать.
НОВОНИКОЛЬСКИЙ
В бывшем Тамбовском сельсовете существовал еще один, обойденный человеческой памятью, поселок Новоникольский или 7-я сотня. Основан он в 1922 году в 27 километрах от г. Камень-на-Оби, на реке Каменная Суетка, между поселками Тамбовский и Розы Люксембург.
Место его прежнего расположения легко определить по сохранившимся буграм и ямам от домов. Место изумительное. Среди березовых зарослей деревня растянулась больше километра по ровному косогору вдоль речушки с прудом. Пруд и теперь живой. Сохранилось место захоронения сельчан.
По переписи населения 1926 года в поселке было 31 домовладение, в которых проживало 160 жителей: 77 мужчин и 83 женщины, все — русские, переселенцы из Рязанской губернии. Они проделали длинный и тяжкий путь, забрались в далекую Сибирь, которая до сих пор приводит в страх многих европейцев и нашла себе приют на роскошных полях приобских лесостепей. Так могли поступить люди смелые, и решительные. Не романтика их гнала в Сибирь, а бедность, не было другого пути от безысходности.
Размеры занимаемой поселком территории говорят о том, что он развивался и после переписи населения. Несколько домов располагались даже на противоположном берегу речушки Каменная Суетка.
Недолго продолжалась счастливая жизнь переселенцев в Новоникольском. В годы коллективизации они всем поселком отказались вступать в колхоз. Трудно объяснить, чем вызвано такое единодушие, ведь большинство крестьян дружно объединялись в коллективные хозяйства. Здесь же налицо был коллективный протест и не только новоникольцев. Еще круче отнеслись к коллективизации жители поселка Ново-Покровского. Одной из причин называют слишком жесткие действия председателя колхоза им. Розы ЛюксембургКишечкина. Его позиция была однозначной: либо вступай в колхоз, либо иди на все четыре стороны.
Так и разошлись: кто куда, единицы вступили в колхоз, остальные уехали в соседние деревни, город Камень, Новосибирск, а кто-то вернулся и на родную рязанщину.
Вот так и не стало бурно появившегося и столь же быстро исчезнувшего хорошего поселения.
В подготовке этого материала неоценимую услугу оказал Найденов Григорий Леонтьевич, проработавший всю свою жизнь трактористом на этих землях. Ему был знаком каждый кустик, каждый бугорок, поля были исхожены вдоль и поперек.
И. МЕЙКШАН. Фото из соцсети «Одноклассники. Наша малая Родина с. Толстовское».