О полноценном питании в школе села Новоярки ученики только мечтают. Отсутствие некоторых продуктов и позиций в меню, порой и самого меню, нехватка мясных и рыбных блюд, приготовление обедов не по технологии и постоянные скандалы – мешают детям получать вкусную, качественную еду на переменах.
Как известно, последние несколько лет Правительство Российской Федерации уделяет особое внимание питанию детей в общеобразовательных учреждениях нашей страны. Обеспечение учеников горячими завтраками или обедами во время пребывания в школе является важным условием для поддержания их здоровья при умственных нагрузках. С сентября 2020 года и вовсе было введено бесплатное питание для детей начальных классов и двухразовое питание для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Денежные средства для этого выделяются из госбюджета разных уровней. Кроме того, в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», регулирующий вопросы по обучению школьников, внесли поправки не только по обеспечению учеников горячим питанием, но и определили требования к качеству продуктов, которые используются для приготовления завтраков и обедов в школах. К сожалению, соблюдение данных правил и требований в Новоярковской СОШ проходит частично. В чем причина, разбирался корреспондент «Каменских известий».
ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
О том, что в учреждении возникла конфликтная ситуация, корреспондент узнал из писем, которые с небольшой периодичностью Анастасия Скоба, занимающая должность заведующей школьной столовой, приносила в редакцию. В одном из них («Крик моей души») Анастасия Владимировна отмечает, что сие безобразие началось еще в 2019 году. Отметим, что в выдержках из писем Анастасии Владимировны полностью соблюдены стилистика речи, орфография и пунктуация.
«В декабре 2016 года я пришла работать в МКОУ «Новоярковская СОШ», стала выполнять обязанности заведующей школьной столовой и повара на 1,5 ставки. Проработав два года с небольшим меня уволил по статье директор 22 октября 2019 года, после того как я была не согласна с незаконным увольнением, подала в суд «Исковое заявление о восстановление меня на работу в МБОУ Новоярковскую СОШ в должности повара» и 12 декабря 2019 года меня суд восстанавливает, я вновь приступила к своим должностным обязанностям. Но, так как была затронута моя честь и мое достоинство была вынуждена обратиться в ГУ МВД России по Алтайскому краю МОВД России «Каменский» с «Заявлением о фактах коррупционных дел в МКОУ Новоярковской СОШ, которые на тот момент были мне известны…»
Именно с этих нескольких предложений началось наше знакомство с Анастасией Скоба. Из письма выяснилось, что заведующую столовой уволили и во второй раз 5 апреля 2021 года. На тот момент, судя по изложенному, директором школы был Николай Килинчук, а вот Светлана Анциферова, гражданка, с которой и идет сейчас война Скобы, занимала должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
«…1 сентября 2021 года к нам приглашают в школу другого директора Килинчук Н.П. Анциферова С.В. вновь пытается уволить меня со школы по какой-то неизвестной причине, но уже через этого директора Килинчук Н.П., который к большому сожалению, стал очередной её жертвой грязных дел, и 5 апреля 2021 года меня увольняют со школы по ее желанию. Имея хорошие связи из нашего образования по Алтайскому краю Анциферова С.В. продвинулась по карьерной лестнице…
… наше Управление Образования Каменского района во главе с Ивановой О.А., назначает Анциферову С.В. директором МБОУ «Новоярковская СОШ», хотя Иванова О.А. знала прекрасно о том, что все работники МБОУ «Новоярковская СОШ» против Анциферовой А.В. Было написано учителями «Обращение к руководству» писали о несогласии, что Анциферова С.В. хочет стать директором, но результат был на лицо, так как никакого положительного результата не было получено…
… и лишь учителя, попытавшиеся обратиться с обращением к нашему руководству, получив отказ были вынуждены писать заявления по собственному желанию, так как у коллектива не было желания работать с этим директором, и из-за этого была текучка кадров…»
Также в письме «Крик моей души» было написано, что после второго увольнения Анастасия Владимировна обратилась в Каменский городской суд с исковым заявление, в удовлетворении которого ей было отказано. Не согласившись с решением суда, она написала жалобу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции и получила положительный ответ. В настоящее время Скоба работает на прежнем месте.
Кроме вышеуказанного письма Анастасия Скоба предоставила редакции письменное обращение, которое было адресовано Губернатору Алтайского края Виктору Томенко, представителям Министерства образования, краевой профсоюзной организации и на тот момент начальнику Управления Образования Каменского района Екатерине Киселевой от педагогических коллективов школ в селах Новоярки и Поперечное. Оно было написано перед тем, как окончательно утвердили на должность директора школы Анциферову. По сути в нем обращающиеся описали все то же самое, плюсом добавили обвинения в некомпетенции и самодурстве Светланы Владимировны и даже пригрозили бойкотом.
«… каждый из обоих коллективов принял важное для себя решение: если назначение на должность директора Анциферовой С.В. все же состоится, то 1 сентября детей встретят пустые коридоры и в Новоярковской, и в Попереченской школах. Как бы тяжело ни давалось для каждого учителя подобное решение, мы сделаем это».
Авторами были указаны оба коллектива и от руки Скобы подписаны три педагога с указанием номеров телефонов. Педагогическим коллективам в письменной форме в 2020 году был дан ответ от администрации Каменского района, в котором после проверки большинство обвинений в сторону директора СОШ не были подтверждены.
А вот у корреспондента после их прочтения возникло множество вопросов. В курсе ли вообще три учителя, что их фамилии фигурируют в этом деле? Почему обратившийся совершенно никак не повествует о причинах своих двух увольнений? Правда ли, что школа разделилась на два лагеря — «Педагоги» и «Руководитель»? К данным письмам мы отнеслись скептически, но все же решили поинтересоваться, в чем дело, и отправились в Новоярковскую школу.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА
Первым делом для прояснения ситуации мы обратились к Оксане Ивановой. Начальник управления образования Каменского района рассказала, что данный конфликт – давняя история, к которой привлечены и правоохранительные органы, и школа, и Администрация муниципалитета.
— Анастасию Владимировну действительно увольняли по причине неисполнения должностных инструкций и постоянных нарушений в организации питания школьников, — рассказала Оксана Иванова. — Ситуация сложная, мы держим ее на контроле. Однако конструктивного диалога с Анастасией Скобой не получается. Своей вины в том, что дети не получают полноценного питания, она не признает. И каждое замечания директора по данному поводу сопровождает обращениями в суды. Хотя, являясь заведующей, обязана контролировать все процессы работы школьной столовой.
Оксана Алексеевна сообщила, что 20 сентября в столовую Новоярковской школы была организована поездка, в которой принял участие Павел Глотов, заместитель главы администрации Каменского района. В учреждение о посещении сообщать не стали. Целью поездки была проверка организации горячего питания. В результате был составлен акт о выявленных нарушениях.
Следующая поездка состоялась 27 сентября вместе с корреспондентом «Каменских известий». Наш приезд для Анастасии Скобы был неожиданностью и с первых минут она начала бегать по столовой и говорить, что мы будем ей только мешать, но халаты комиссии все же предложила.
Облачившись в белое, корреспондент на первых порах не вникая в конфликт, решил осмотреться в столовой. Помещение оформлено уютно, столы и стулья в должном виде, по периметру расставлены комнатные растения, на самом видном месте расположили стенд, где должно быть меню, но к огромному сожалению, его там не оказалось. Ребята в это время уже начали заходить в столовую для принятия обеда. Они подходили к раздаточному столу, брали ложки, хлеб, печенье. Затем им выдавали кисель и порцию картофельного пюре с минтаем. Сразу отмечу, что не все дети были готовы кушать рыбу. Многие просили положить им пюре с подливой или без.
Вместе с детьми идем за стол, на котором установлены только салфетницы. Хлеб и печенье школьники вынуждены класть на стол. Так как ни маленьких тарелок, ни сухарниц для этих целей среднему звену и старшеклассникам не выдают. А о том, что данные продукты можно положить на салфетку, дети, видимо, не в курсе. Обед сегодня вкусный? Ответ на вопрос от мальчишек и девчонок поступил незамедлительно: «Пойдет!»
Следующий пункт назначения – контрольное блюдо. Встретило оно нас мизерным рыбным хвостом. Такой граммовки мы еще не встречали ни в одной школе, куда приходилось корреспонденту приезжать для написания материала о питании. Естественно, снова идем на раздаточный стол и смотрим порции, предназначенные для детей. Там не лучше! Заметив наше негодование, Оксана Иванова попросила повара сделать контрольное взвешивание самого большого кусочка рыбы из порции. Отправляемся в недра столовой к весам и узнаем результат, учитывая тарелку – 360 граммов. Вычитаем из этой суммы вес посуды (306 г) и получаем 54 грамма рыбы с костями.
— Сколько рыбы должно быть на выходе? — спрашиваем повара.
— Нам сегодня выдали всего десять с половиной килограммов минтая на всех учеников. Полноценной порции не получилось бы.
Мучить работника столовой мы более не стали. Так как за расчет и выдачу продуктов для приготовления обедов полностью отвечает заведующая столовой. Возвратившись в обеденную зону и разместившись за одним из столов, мы начали беседу с Анастасией Скобой, Светланой Анциферовой и педагогом, отвечающим за организацию питания.
— Анастасия Владимировна, расскажите, пожалуйста, технологию приготовления сегодняшнего блюда? — поступил вопрос от Оксаны Ивановой.
— Сегодня у нас картофельное пюре. Рыба, жаренная в духовке с соусом, кисель, печенье и хлеб. В начальных классах детям выдавался апельсин.
— А где меню? — продолжает Оксана Алексеевна.
— Меню на данный момент нет, я не успела его написать, так как стояла и готовила с поварами. Потому что повара у нас не знают ни норм, ни как приготовить, ни сколько времени… Я технологию и норму знаю.
— Какой должен быть выход рыбы и в каком виде она должна быть подана детям?
— С семи до десяти лет – 80 граммов, в сыром виде 100-110. С пятого по одиннадцатый класс – 100 граммов, в сыром виде где-то 120…
Проверить знания Скобы труда не составило. Имея технологические карты, мы посмотрели норму выдаваемого блюда. Итак, согласно документу, для детей начальных классов порция рыбы составляет – 80 г, для среднего и старшего звена – 120 г. Однако в технологической карте указано, что это блюдо должно иметь указанный вес без костей. Кроме того, в этих картах расписаны не только ингредиенты, расход продукта на одну порцию, но также технология приготовления, требования к качеству и внешнему виду, пищевая ценность блюда, расчет химического состава и даже подходящие гарниры. Имея технологическую карту научиться готовить может даже неопытный и не имеющий специального образования повар. Исходя из этих карт составляется двухнедельное меню, заверяется руководителем учреждения и ведется заведующей столовой расчет всех необходимых продуктов для закупок. Принимает поставленные продукты и выдает поварам тоже она.
Если вернуться к контрольному взвешиванию и сделать небольшие расчеты, убирая из 54 граммов рыбы кости, на выходе будет примерно 48-50 граммов. Здесь фактическая нехватка порции, а значит, ребенок, употребляя данное блюдо, не получит необходимое количество белка, витаминов и микроэлементов. Напомним, что в наших руках не было меню. Его Анастасия Владимировна нам еще не предоставила. Поэтому исходя из увиденного в тарелках ребят, мы остановились на блюдах из рыбы и технологической карте № 79.
К нашему удивлению, Скоба сказала, что технологических карт у нее в столовой никаких нет. Ей их не даёт директор. Она пытается их взять, но все безуспешно. По словам Светланы Анциферовой, все карты были отсканированы и отданы в столовую. Где сейчас эти копии, ни та, ни другая сторона пояснить не может. Забегая вперед, скажем, что Анастасия Владимировна их все же нашла в дальних уголках столовой, правда, предоставила карты не в полном объеме.
Волшебным образом нашлось и меню. На обед в тарелках учеников 27 сентября должны были находиться: винегрет овощной, рыба, запеченная с картофелем, кисель из концентрата, печенье, хлеб. И если последние три блюда были поданы без нареканий, то рыба с картофелем, согласно указанному номеру технологической карты были приготовлены неправильно. Это совершенно другое блюдо с выходом для старших классов в 330 граммов. Винегрет отсутствовал вовсе.
Здесь сразу назрел вопрос. Если в столовой нет технологических карт, как утверждает Скоба, то как она составляет меню с точно указанными номерами, как производит расчеты и почему нет винегрета?
— Винегрета у нас нет, потому что его не успевают приготовить повара. У нас нет квашеной капусты, — ответила на вопрос Анастасия Владимировна.
Директор школы пояснила, что в этом году на школьном участке были посажены огурцы, помидоры и капуста. Дети бережно ухаживали за ними, собирали и приносили в столовую. Но солить огурцы и квасить капусту, как в других сельских школах Анастасия Скоба не посчитала необходимым, мотивируя это отсутствием тары для засолки и места хранения.
— За счет собственно выращенных овощей идет удешевление питания в школе, — рассказывает Анциферова. — Раньше к заготовкам не было никаких претензий. В этом году все огурцы проквасили и выбросили, капуста лежит, тоже скоро сгниет.
Капуста действительно имеется на складе. Пусть небольшая и ее немного, но потратив время после обеда и дружно взявшись за работу, овощ можно нашинковать за полчаса, а через десять дней готовить детям винегреты и варить щи. Возвращаясь из склада, корреспондент снова заглянул к поварам с вопросом: — Почему сегодня нет винегрета? Ответ: — Нам сегодня овощи даже не выдали.
— Анастасия Владимировна, по какой причине вы не выдали поварам овощи на винегрет? — снова задаем вопрос Скобе.
— Повара отказываются делать свою работу…
После таких ответов сложилось впечатление, что заведующая столовой находит кучу отговорок для того, чтобы не отвечать конкретно. Не выдала, ну и не выдала! На все вопросы директора школы парировала с нескрываемым негативом, обвиняя всех и вся. У Анастасии Скобы были просмотрены журналы, где ведутся записи о приёмке продуктов. Ни яиц, ни сыра, ни зеленого консервированного горошка, который используется практически во всех салатах, обозначенных в меню на текущую неделю – нет. Есть закупки колбасных изделий, которые запрещены для питания в школе. Рыба, которую съели дети в день нашего приезда, была заказана еще летом и всего 12 килограммов. Почему именно столько и по какой причине отдано на готовку десять с половиной, Скоба ответить не смогла. Где еще полтора килограмма – история умалчивает. Видимо, растаяли.
Как выяснилось из разговора с директором, меню часто не соответствует действительности, иногда детям не хватает мясных и рыбных блюд. Выдаются порции не в соответствии с нормой. Скоба также говорила, что она не знает, сколько детей в школе и сколько детей с ОВЗ, ей якобы эту информацию никто не предоставляет. Однако педагоги говорят, что данные о присутствующих ей передает каждый класс каждое утро. Если учитель замешкался, Анастасия Владимировна к ним приходит сама.
Как отметила Светлана Анциферова, с начала сентября у ребят не было ни одного салата, но в меню они есть. О несоответствии блюд в меню и на столах детей неоднократно директору в письменном виде сообщали родители. Этот факт подтвердила и Оксана Иванова после двух проверок. Также мы не смогли добиться от Скобы расчетов по продуктам на неделю. Она говорит, что расчеты ведутся, но документов с наименованиями и килограммами нет. Как проходят закупки без расчетов – это тайна, покрытая мраком. В течение разговора, мы не раз слышали от Анастасии Владимировны фразу: «Хорошо, я пойду и куплю, раз это надо», часто срывалась на крик.
А зачем ходить и покупать, зачем создавать проблемы на месте, где их нет. Единственное, что требуется, так это прямое и качественное выполнение своих обязанностей: организовывать своевременное обеспечение продовольственными товарами, вести учет производственно-хозяйственной деятельности столовой, контролировать качество блюд, согласно технологии приготовления, соблюдать санитарные нормы и требования вышестоящих инстанций. По факту этого нет, либо исполняется частично.
Оксаной Ивановой вновь был составлен акт о нарушениях, также она потребовала от Скобы объяснительную. На что с недовольством отреагировала заведующая столовой, но все же написала.
Из объяснительной:
«… я даю пояснение того, что у меня во время их (здесь подразумевается комиссия) присутствия отсутствовало меню. Я объяснила это, что мне директор не дает работать по моим должностным обязанностям, так как я, пришедшая на работу, начинаю учить поваров. Хотя повар должен выполнять свои обязанности, в которые входит приготовление и это изо дня в день. Я уже неоднократно обращалась к врачам за помощью. Так как это невыносимо так работать. Переживая за детей, мне приходится стоять и выполнять их (поваров) работу, так как они не выполняют, но при всем этом наказывают меня. Директору изо дня в день говорится, чтобы учителя подавали сведения об учениках…
… Рыба была выдана 12 кг, то, что сказали повара, это к ним вопросы. Горошек будет, так как салаты еще впереди…»
Ознакомившись с текстом объяснительной Скобы, невольно хочется сказать: — Уж винегрет, так винегрет! Получается, что все вокруг свои должностные обязанности не выполняют, а заведующая столовой на все руки мастер. Но когда начинаешь вникать и разбираться, именно некачественная работа заведующей ведет к некачественной работе всей столовой. Так может причина двух увольнений Анастасии Скобы в неисполнении должностных обязанностей?
Почему-то на первый взгляд корреспонденту показалось, что директор учреждения отстранился от ситуации и бездействует. Какова ее позиция? А возможно, за конфликтом между Анциферовой и Скобой кто-то стоит, и вся эта ситуация спланирована заранее… Об этом мы расскажем в следующем номере газеты.
Ирина СПИРИНА. Фото автора.
Как житель села Могу от себя добать ,что Скоба очень склочный человек ,постоянно всех запугивает прокуратурой и даже наведением порчи. Не верю в её невиновность и искренность.