Ах, деревня, матушка, Где хозяин, батюшка?
На первый и броский взгляд почему-то почудилось, что, выбирая место для поселка и своего постоянного проживания, приезжие мужики дали крепкую промашку. Что там и толковать — место неказистое. Ни тебе лесу, ни речушки говорливой, да и земли скудные: супесчаные да солонцовые, то там, то здесь проглядывают белые плешины солонцов, и в песке средь поля можно увязнуть по колено. Только жалоб и упреков ни от кого не услышал, хватало людям добра. Земли много и хорошей, успевай обрабатывать. Кругом множество озер и болот, заросших камышом. Рыбы хоть лопатой греби, а карась такой крупный, что глазам не верится.
Нашлось уютное местечко и для самого поселка. Тут уж краше ничего и представить невозможно. Расположился он одной улицей вдоль озера Уханова, на пологом, ровном и доступном берегу. По другую сторону поселка — веселая и жизнерадостная молодая березовая роща, как священный дар природы. Жители любили ее безмерно и берегли как зеницу ока. Даже в войну, когда многих одолевала стужа в хате, никто не посмел тронуть хоть одну красавицу, ездили за дровами в дальние леса. Потому она и по сей день красуется, хотя гостей у нее стало куда как мало. За рощей особняком плескалось еще несколько озер в сторону Гонохова, и в Рыбном — озера, озера. Край озерный и рыбный, только вот рыбы осталось мало. Не выдержала природа человеческого нашествия, иссякла. И всюду камыш. Шумит, колышется, вроде занятый каким-то вполне серьезным делом, обделенный человеческим вниманием, не воспетый в песнях и былинах. Обойденный заботой и лаской, живущий под вечной угрозой уничтожения от пожаров, он продолжает блаженствовать и верно несет свою непростую службу, не требуя взамен ничего, ни на кого не тая обиду. Он кормит не только всю водную живность. В трудные моменты идет на корм скоту, а в голодные годы его сладкие корни и молодые побеги становились лакомством для людей, даже детей. А как он строен и красив, если по справедливости глянуть на его заросли. Высоко взметнув свои пушистые, аккуратно прибранные, омытые дождями шевелюры, он тянется до солнца, на равных ведет беседу с ветром. Он годится человеку в немудреном крестьянском строительстве, когда надо защититься от снега, ветра и дождя, обогреть дом.
Поселок образовался в 1920 году в составе Рыбинского сельсовета. Почему не в Рыбном, а совсем рядом разместились переселенцы, уже не отгадать. Можно только предположить. Это были люди, говорят, с Украины (хотя ни одной украинской фамилии не встретилось), крепко повязанные родственными узами, значит, с одного места, скорее всего, из Российской губернии. Почему его назвали Уханово — тоже секрет. Фамилии такой среди переселенцев не было и в помине. Возможно, озеро носило это название и подарило его поселку.
С самого начала поселок создавался как коммуна, первая в Каменском районе. Руководила ею женщина по фамилии Белова. Ни имени, ни отчества узнать не удалось, и сколько она правила коммуной — тоже. Говорят, что это была женщина необыкновенная, молодая, красивая, энергичная, с очень сильным характером, настоящий вожак, какие нравились людям. Но ее не обошли беды миллионов русских людей. Кто-то из ее близких родственников, вроде даже отец, за большое, малое ли богатство подпал под репрессии. Так и закончилась карьера, видимо, талантливого руководителя. Это, скорее всего, произошло в период раскулачивания, когда коммуны уже сами по себе распадались.
По переписи населения 1926 года в пос. Уханово было учтено 48 домовладений с населением 219 человек (103 мужского и 116 женского пола). Дальнейшего развития поселок так и не получил. В нем имелось все для нормальной жизни: хорошая школа, магазин, клуб, ясли-сад, молоканка, ветряная мельница, кузница.
В период коллективизации после коммуны в поселке создается колхоз «Новый мир», получивший в надел 1566 гектаров земли, в том числе пахотной — 735 га, сенокосов — 340 га, пастбищ — 170 га, леса — 166 га. В колхозе было многоотраслевое хозяйство, а главным занятием — земледелие. Выращивали все зерновые культуры, главным образом пшеницу. Сеяли технические культуры, разводили бахчи. Посевные площади постоянно росли, в том числе за счет увеличения техники в МТС. Собственных орудий производства, считай, не было. Имелось только 4 плуга и 10 борон. С таким арсеналом техники колхоз нормально существовать не мог.
Животноводство также не получило заметного развития и ничем особенным не выделялось. Накануне Великой Отечественной войны, например, колхоз содержал 118 голов крупного рогатого скота, 37 свиней, 279 овец и лишь 31 лошадь. Колхоз значился в числе отстающих. Главная причина—его маломощность, недостаток рабочих рук.
Еще до войны началось сокращение населения. Он объединял уже только 31 домохозяйство со 102 колхозниками, среди которых только 66 было трудоспособных.
Война еще больше ослабила хозяйство. Малым колхозам куда как трудней было одолевать обрушившиеся на них тяготы войны. Перед укрупнением колхозов имелось только 22 трудоспособных мужчины. Из построек: 6 амбаров на 100 тонн, зерносушилка, 2 крытых тока, ветряная мельница, кузница. Молоть нечего было, и мельницу начали разорять еще в войну, обдирали доски с крыльев, чтобы сделать гроб для умерших. Было в колхозе 10 ходков, 5 сенокосилок, трое конных граблей, 3 зерноочистительных машины. Хозяйство не имело никаких перспектив для самостоятельного развития. При первом же укрупнении он стал бригадой Рыбинского колхоза «XII годовщина Октября», а затем и Комсомольского отделения Рыбинского совхоза. В конце 50-х годов, когда в стране получило сильное развитие свиноводство, была предпринята реальная попытка возродить хозяйственное значение пос. Ухановский и тем сохранить его. Здесь сосредотачивается основное поголовье свиней всего совхоза. Фермой заведовал очень добросовестный и самоотверженный труженик Тренин Александр Трофимович. Он искренне верил в начатое дело и многое сумел осуществить.
В тяжелейших условиях недостатка кормов, когда отсутствовали надлежащие помещения, он не допустил падежа животных в зимних условиях, обеспечил высокий прирост поголовья, по всем показателям ферма считалась одной из лучших в районе.
Было принято решение горкома партии и райисполкома силами горожан построить свиноферму заново. Осуществить эту задачу поручили СПМ — 302 под руководством начальника поезда Кашлакова Павла Константиновича.
И. МЕЙКШАН. Фото из фондовой коллекции Каменского краеведческого музея и Татьяны АРТАМОНОВОЙ, зав. Рыбинским СДК. Продолжение следует.
Дорогие читатели!
Мы призываем вас стать соавторами рубрики «Вехи истории». Ведь вы и ваши родные — сами хранители истории. Если вы помните интересные факты из жизни деревень и сёл Каменского района, если у вас сохранились старые фото, запечатлевшие историю, если в вашем семейном архиве хранятся воспоминания ваших родных — пишите и присылайте материалы в редакцию (658700 г. Камень-на-Оби, ул. Первомайская, 37, e-mail: izvestiya.gazeta@mail.ru, тел.: 8 (385-84) 2-54-19). И мы напишем историю вместе!