По анкетным и биографическим данным установлено, что Архип Исаевич Коркин с 1923 по 1926 год был старшим поселка Плакат. В ряде документов по землеуказанию он значится представителем коммуны «Маяк», а в скобках приписывался поселок Плакат. Вывод таков, что в селе Аллак находилась коммуна «Маяк», в которую входил поселок Плакат, а старшим там являлся Коркин Архип Исаевич. Что за чин «старший поселка», до конца не установлено.
В 1929 году коммуна «Маяк» преобразуется в колхоз «Маяк», которым два года руководил Коркин А. И. В поселке Плакат образуется колхоз «Красный Плакат». Это название сохранилось за поселком.
Колхоз «Красный Плакат» получил от государства в вечное пользование 1396 гектаров земли, но не самого высокого плодородия, и развивался как многоотраслевое, полноценное хозяйство. Накануне войны колхоз содержал 98 голов КРС, 24 свиньи, 439 овец. Разводили птицу и пчел, построили типовую сушилку, имели мельницу на реке Аллак, которая являлась важным подспорьем для хозяйства в тяжкое военное время.
В колхозе деятельно работала партийная организация, потому уважением пользовались истинные коммунисты-большевики, в частности Паршуков Ефрем Михайлович (это он дал мне рекомендацию для вступления в партию, чем горжусь), супруги Кармановы Семен Степанович и Раиса Александровна, Паршукова Елизавета Александровна, бесподобная труженица, молодая и красивая, жизнерадостная и добрая, мастер на все руки. Она была всегда там, где трудно: то телятница, то повар, то пчеловод. Ее муж Паршуков Иван Ефремович был одним из первых председателей колхоза. Как коммунист добровольцем ушел на фронт, вернулся больным туберкулезом, а вскоре умер. В конце войны и после нее долгое время руководил колхозом вернувшийся с фронта без ноги коммунист Кирьянов Александр Тимофеевич. Его сын Леонид Александрович мальчишкой ушел на фронт и вернулся без руки.
Любовь к реке определила его жизненный путь. Окончив Новосибирский речной техникум, он долго работал в Камне начальником пристани. При нем началось строительство набережной, появился первый башенный кран. С его именем связаны многие личные воспоминания. До войны родители приобрели ему баян, и Леонид Александрович учился играть на нем. Потеряв руку, он долго не расставался с баяном, хранил как реликвию в память о несбывшейся мечте. И мы, молодежь села Аллак, очень часто наведывались в Плакат, чтобы не только прогуляться по сказочным местам, но и потанцевать, спеть песню, поговорить и обменяться шуткой. Так началась наша дружба, ничем не омраченная на протяжении полувека.
Возвращение воинов в отчий дом всегда вызывало радость и неописуемый восторг. Но как тяжело было видеть молодого парня без ноги или руки, с костылями. За этим часто таились бесчисленные личные трагедии, которые одолевал не каждый. И кто выстоял, достоин чести. Мельницей, например, управлял инвалид войны Досычев Петр. Небольшого роста, чернявый и необыкновенно шустрый, он ежедневно на лошадке приезжал в с. Аллак и целыми днями пропадал на мельнице, лазил со своим костылем во все закоулки, и мельница работала исправно, принося немалую выгоду.
Поселковой начальной школой многие годы заведовал замечательный педагог, человек большой души Домрачева Нина Прохоровна. Эта хрупкая и скромная женщина с добрым сердцем приняла к себе семью брата, погибшего на фронте, и воспитала двоих его сынов-малышей, став им второй матерью.
В 1953 году колхоз «Красный Плакат» объединился с артелью «Обской рыбак», что стало естественной необходимостью. Рядом расположенные хозяйства жили в разных условиях. Колхоз «Красный Плакат» испытывал недостаток земли, особенно пастбищ и сенокосов, отчего страдало животноводство. В «Обском рыбаке» все обстояло наоборот. Новый колхоз назвали именем Маленкова, председателем избрали Рожина Василия Александровича, русского богатыря, любителя спорта. На этом посту он оставался до нового объединения всех хозяйств Аллакского сельсовета в колхоз «Родина». Поселок еще некоторое время оставался бригадой, которую возглавлял бывший передовой тракторист Кирьянов Иван. Все производство переместили на центральную усадьбу, поселок начал хиреть, люди стали переселяться в с. Аллак, в город Камень-на-Оби. К 70-м годам поселка не стало, сохранилось одно только кладбище на высоком мысу у реки Оби. Оно долго было местом захоронения для жителей ст. Плотинная, но сейчас они открыли поближе новое кладбище. Поставлена последняя точка в биографии поселения.
Очень жаль, что судьба так бессердечно распорядилась именно с этим поселком в пригороде Камня.
И. МЕЙКШАН. Фото из фондовой коллекции Каменского краеведческого музея.
Мое село
Я вырос здесь и бегал за грибами,
Ловил с сестренками на речке пескарей.
Я вижу все за дальними годами,
Спешу к тебе вернуться поскорей.
Я помню бабушку, я помню деда,
Что возле дома на завалинке сидят.
Простую жизнь, их беды и победы,
И в жизни прошлой их печальный взгляд.
Мое село алтайское родное,
Аллачка речка, по увалу – бор,
Ты не даешь мне до сих пор покоя,
Куда б ни ехал и куда б ни шел.
Здесь земляки мои, поля и пашни,
Здесь Обь река и отчий старый дом,
Здесь школа новая и старенькая наша,
И детство милое, здесь память и о нем.
Года прошли, жива моя деревня.
Над речкой быстрою селение Аллак.
И память наша неподвластна времени,
Живи, село мое, и пусть все будет так.
Мое село алтайское родное,
Аллачка речка, по увалу – бор,
Ты не даешь мне до сих пор покоя,
Куда б ни ехал и куда б ни шел.
Мой Алтай
Мы родились и выросли,
где березы шумят,
и хлеба золотистые
вдоль дороги стоят.
Слышен там за околицей
звук гармошки родной,
и гуляли с тобою мы
деревенькой ночной.
Моя милая родина,
Мой далёкий Алтай,
Мою песню печальную
Ты, гармошка, играй.
Тихой речкой по камушкам
мы прошли босиком,
и напились у бабушки
мы парным молоком.
А над Обью над реченькой
лентой бор вдалеке,
разговоры сердечные
о любви и судьбе.
Моя милая родина,
Мой далёкий Алтай,
Мою песню печальную
Ты, гармошка, играй.
Пролетели — растаяли,
как косяк журавлей,
годы юности светлые,
но нет краше тех дней.
И осталися в памяти
и в душе навсегда
эти зори алтайские,
эти дни и года.
Моя милая родина,
Мой далёкий Алтай,
Мою песню печальную
Ты, гармошка, играй.
И.Н. Черданцев.