7 декабря состоялась первая очередная сессия городского Совета депутатов второго созыва. Во главе угла стоял вопрос по выборам руководящего состава депкорпуса и постоянных комиссий.
Первая сессия носила чисто организационный характер. Депутатам было необходимо признать собственные полномочия в составе горсовета, выбрать из своих рядов председателя, который попутно займет должность главы города, и зампреда. Казалось бы, вопросы незамысловатые. Но, как это часто бывает, самое простое дело оказывается самым сложным. А в данном случае основной выборный момент в работе нового созыва послужил ещё и своеобразной лакмусовой бумажкой — насколько дифференцирован по цвету флагов новый политический ансамбль.
Напомним, что в новом горсовете представлены три партии: «Единая Россия» (шесть мандатов), КПРФ (пять мандатов), «Справедливая Россия» (один мандат) и восемь депутатов, которые пошли на выборы в порядке самовыдвижения. Как можно отметить, ни одна из фракций не имеет глобального преимущества, а о самовыдвиженцах в принципе странно говорить как о политическом объединении.
Что это означает в практическом смысле? По важным нормативным вопросам, где требуется твёрдое «да» от как минимум четырнадцати депутатов (не менее двух третей от установленного числа), решения могут приниматься месяцами, если не годами. Вспомните эпопею с уставом в районном Собрании, а ведь туда изначально вошла «партия большинства». Похоже, политическая песнь с выборами главы города тоже может подзатянуться. Во всяком случае, первый блин вышел хрестоматийным комом.
В повестке дня, кроме выборов верховного руководства депкорпуса, значились назначения постоянных комиссий. По предложению депутата Сергея Гончарова было решено изъять данный момент из повестки и оставить до ясности — по его мнению, народные избранники сначала должны войти в курс дела, а уже потом решить, в какую постоянную комиссию входить, зачем и что там делать. Таким образом, на этой сессии нардепы просто определились со структурой комиссии, оставив прежние: по вопросам экономической политики, собственности и бюджету, по вопросам законности, правопорядка и местного самоуправления, по вопросам социальной политики.
Ну а дальше началось самое интересное — выдвижение кандидатов на самое высокое и удобное кресло горсовета. Единороссы предложили своего коллегу Евгения Мыльникова. Депутат Евгения Проскурина, будучи самовыдвиженкой, предложила кандидатуру Евгения Чернышова — другого самовыдвиженца. Было ли это решение спонтанным, или же это тщательно отрепетированный экспромт — не ясно. Отсутствие единства по партийному признаку не исключает права договариваться вне сессий. Но и не обязывает. Будем считать это актом политического волеизъявления, который был поддержан самим объектом волеизъявления.
Таким образом, в борьбу за должность председателя горсовета, которая синонимична титулу главы города, вступили два народных избранника. Кандидат от ЕР довольно сумбурно озвучил свою политическую программу, сделав акцент на чисто хозяйственных вопросах через призму коммунальных бедствий горожан. В планах кандидата было победить (постараться) бездорожье, отсутствие уличного освещения, множащиеся по закоулкам своры бродячих собак и т.д. Цели исключительно благие, только не совсем ясны средства их достижения. На вопрос коллег — где взять денег на решения глобальных до нерешаемости проблем он сослался на финансовые ресурсы края.
Следующий к трибуне вышел Евгений Чернышов. В политической жизни города он человек не новый. Некоторые могли его видеть ранее в коридорах администрации города, в гордуме, тепловых сетях. В «предвыборной программе» он был предметнее (сказался думский опыт) и акцентировал на грамотном распределении бюджетных средств. Также он отметил, что депутатам необходимо добиться вывода МУП «Каменские теплосети» из убытков и достижения доходности этого коммунального предприятия — с целью, стало быть, перераспределения высвобожденных средств, ныне сгораемых в топке, в другие коммунальные радости. Впрочем, это тоже прозвучало несколько утопично.
В результате тайного голосования главу города нардепы выбрать не смогли. Голоса распределились поровну, а согласно регламенту для назначения на эту должность необходимо от четырнадцати голосов. Вероятно, это упущение со стороны авторов существующего регламента, задравших планку. Взять, например, депкорпус другого уровня, районный, там проходной балл — 50 процентов плюс один голос (то есть одиннадцать человек). И, как выяснилось, это не единственная «непонятка» регламента, ибо далее началось «всё страннее и страннее».
Запустить второй тур у депутатов не получилось — кандидат на пост главы Чернышов взял самоотвод. Чтобы понять, что делать дальше, народные избранники решили закрыться на пятнадцать минут без свидетелей. Что именно происходило за закрытыми дверями целую четверть часа, доподлинно не известно, однако от лица депкорпуса в итоге держал слово Сергей Гончаров. Он предложил отложить этот вопрос до следующей очередной сессии, а пока выбрать только заместителя председателя. Тем более это делается открытым голосованием и простым большинством.
На должность зама вновь был выдвинут депутат Чернышов, а коммунисты предложили своего — Адама Костоева. Последний был избран зампредседателя, выиграв у оппонента всего два голоса (11 к 9).
На этом сессия могла бы и закончиться, однако к депутатам воззвал глава района Иван Панченко, настаивая на необходимости довести выборы председателя до логического завершения.
— Году уже на исходе, а вам ещё нужно будет проводить вторую очередную сессию, чтобы снова попытаться выбрать председателя Совета депутатов, — пытался урезонить депкорпус глава района. — А если вы не примете бюджет, то финансирование пойдет по 1/12 (это значит, что все главные распорядители бюджетных средств будут финансироваться ежемесячно в объеме не более 1/12 плановых назначений 2021 года, — прим. автора).
В то же время к депутатам обратился представитель юридической службы районной администрации Денис Шейтаниди, указав на пункт регламента, обязывающий провести выборы председателя на первой очередной сессии. То есть, процедуру нужно довести до конца — назначить повторное голосование, и самоотвод одного из кандидатов тому не помеха.
На второй тур вышел только кандидат от ЕР Евгений Мыльников. Но и тут случился тупик — при таких раскладах он набрал даже меньше голосов за, чем в первом туре. В этот раз за его кандидатуру проголосовали всего семь кандидатов, 13 — против. Так или иначе, процедура была доведена до конца, и теперь выборы главы города будут перенесены на следующую очередную сессию. Правда, остаются интересные нюансы. Имеет ли право выдвинуть свою кандидатуру депутат в третий раз? Если нет, то к следующим выборам объединению ЕР нужно подыскать нового кандидата. И, если опять же нет, то не было ли это финтом со стороны депутата Чернышова — взять самоотвод? Впрочем, тогда лишен смысла его выход в борьбу за кресло зама.
Сейчас ясно только одно — единства в депкорпусе нет. Настолько, что поставлен под угрозу бюджет на 2022 год. Но будем считать это первым блином, который пошел комом из-за неоднородности «теста». Допустим, что пока депутаты просто прицениваются, ищут возможные союзы, из которых в принципе может возникнуть способ отыскать консенсус. Если согласия не будет, то официальным или не очень фракциям нетрудно будет блокировать (или даже саботировать) любые решения. «Партия самовыдвиженцев» при желании может тормозить любой процесс, для КПРФ и ЕР достаточно очень небольшой неявки. Следующее заседание однозначно будет уже точным лакмусовым тестом на «кислотность» отношений внутри депкорпуса.
Максим ПАНКОВ. Фото автора.