Корреспонденты «Каменских известий» познакомились с Натальей Бубеневой, человеком, который из года в год растит ярких звезд сцены, но при этом остается в тени известных юных вокалистов Каменской детской школы искусств.

Из-под элегантного крыла Натальи Петровны выпорхнули десятки замечательных певцов и певиц. В их числе Данил Севец, серебряный призер четвертого сезона регионального теле-проекта «Поверь в себя», Александр Усков, Анна Худокормова и другие. Эти фамилии всегда на слуху, ребята не раз становились победителями различных музыкальных конкурсов, доказывая, что занятия по академическому вокалу у Бубеневой – высший пилотаж.

Воспитанники Натальи Петровны считают, что они — полное отражение своего педагога. И без ее активного участия им в мире музыки было бы трудно. С Бубеневой корреспонденты встретились в небольшом классе, где каменские ребята обучаются академическому вокалу. Небольшой стол, стулья, шкаф и фортепиано. Обои на стенах почти не видно из-за огромного количества грамот, благодарностей, дипломов, афиш, вырезок из газет — все это творческие достижения учеников и педагога.

Наталье было лет 5-6, когда она впервые попробовала петь. Причем ее песни не были народными или эстрадного формата. Ее привлекла опера.

— У нас было радио, тогда его слушали все. И мне очень нравилась классическая музыка, — рассказывает Бубенева. — Я к радио подставляла стульчик, ухом прикладывалась и слушала оперные арии. Пыталась даже воспроизводить это сама. В Алтайский край я попала в 13 лет. Мы переехали с родителями из Украины. В Барнауле окончила школу, посещала вокальные кружки. Получается, что с музыкой я связана с самого детства.

— Ваш голос — наследственное или в семье только вы обладаете умением красиво петь?

— Есть родственники, с которых можно взять пример. Папина троюродная сестра всю жизнь проработала в оперном театре певицей. Тетя всегда хорошо пела. А меня стали замечать в школе, выделялась своим пением. Родители поддерживали и считали, что я талантлива и все делаю правильно.

— Как вы попали в полупрофессиональную оперную студию Барнаула?

— Однажды меня услышали на одном из концертов и пригласили в оперную студию. Я занималась там три года у прекрасного педагога. Оперная студия – точка отсчета, с которой серьезно начала заниматься постановкой своего голоса. Занимался с нами старенький педагог из Москвы. Пел в краснознаменном ансамбле. После репрессии попал в Сибирь и уже в Барнауле организовал студию, где пели студенты музыкального училища, был оркестр. Я хорошо знала украинский, и поэтому мне доставалось большинство постановок на этом языке. Репертуар был достаточно серьезный, вплоть до «Евгения Онегина». А так как я слушала в детстве радио, то все эти отрывки из опер знала. Естественно, меня стали ставить на главные роли. Мы ездили по краю с постановками. Мне это занятие не просто нравилось, я буквально болела оперой. У меня получались и игра, и пение. Уже оттуда я поступила в Барнаульский музыкальный колледж на вокальное отделение.

— Вы когда-нибудь мечтали о большой сцене?

— Да, мечтала. Тем более, что у меня были все предпосылки к этому. Когда училась, всегда приглашали петь с оркестром, а это не каждому учащемуся предлагали. Готовили меня в консерваторию преподавателем. Мне же поступило предложение о работе в Черновицком музыкально-драматическом театре (Украина), но я вышла замуж, и муж меня не отпустил туда. Так и пропала мечта о большой сцене.

— Более 40 лет вы работаете в детской школе искусств. Как на вашем горизонте появился наш город?

— Я изначально не собиралась сюда. Но в Камне-на-Оби уже тогда, еще в музыкальной школе, благополучно функционировал вокальный класс. Заметьте, такого класса не было ни в одном районе. Только здесь. Директором школы был Владимир Баев. Он меня заметил, позвал к себе. Я отказывать не стала, так как мне необходимо было сменить город из-за семейных обстоятельств. Приехала в Камень на месяц, просто попробовать себя в работе. Но быстренько познакомилась со своим вторым мужем, вышла замуж, у нас появился ребенок, и получилось, что осталась здесь. По сей день занимаюсь с детьми академическим вокалом.

— Вы требовательны к своим воспитанникам?

— Если они не будут отвечать моим требованиям, то даже будучи хорошим педагогом у меня ничего не получится. Хоть разбейся! А раз у меня промах, значит, и у них будет.

— Ваши ученики и коллеги говорят, что вы до сих пор совершенствуете свой голос. Зачем?

—  В этом вся я. Откровенно говорю, что если у меня не получалось, то я работала над своим голосом и продолжаю работать. Недавно оказалась в сложном положении из-за здоровья и не пела практически полгода. И тут задумалась перед выходом на работу в сентябре: «Как же я приду к своим ученикам? Ведь каждое занятие идет на показе». Постановка голоса — это очень кропотливый труд, требующий от учеников и от меня много сил терпения и отдачи.

— На чем строится ваша работа? Как удается воспитывать таланты?

— Сидишь сложа руки — значит, ничего не будешь иметь! В моей работе подход к воспитанникам очень индивидуальный. В данный момент у меня 16 учеников, в прошлом году было 22. И с каждым надо заниматься. Не бывает двух одинаковых детей. Они все разные, но я в каждом стараюсь найти все самое лучшее. К одному более строго, потому что с ним только так и надо. Иногда и голос повысить, а к другим более лояльно. Некоторых необходимо  погладить по голове, иначе не получится ничего. Я пытаюсь заглянуть каждому в душу. Быть не только преподавателем, где-то и психологом. Мы очень часто беседуем с детьми. Вот бывает ребенок дома не расскажет ничего, а ко мне приходит, и ему хочется выговориться, поделиться болью на душе. И я порой жертвую занятием ради разговора. Ему же необходимо помочь! Работаем с детьми качественно, продуктивно. Каждое выступление обсуждаем, подправляем, доводим до совершенства. Отсюда и положительные, высокие результаты.

Ученик Натальи Бубеневой Данил Севец.

Иногда приходят ребята, которые требуют особенной работы. Они поют, но… С большим опытом ко мне пришло видение будущего. Я с самого первой встречи слышу, как воспитанник будет петь через год-два. Ни разу не ошибалась в детях. Я вижу, что ребенок будет учиться для себя. Вот тогда я смогу из него «вытащить» голос, поставить. Да я и сама стараюсь выложиться вся с первого до последнего урока.

— Много ли ваших воспитанников пошли по вашим стопам?

— Здесь я с 1975 года, и за это время работы поступивших в профильные учебные заведения – 20 человек. Это и Саратовская консерватория, и Новосибирская, это и колледжи, и институты искусств… Но, к сожалению, в Камень мало кто возвращается. Со многими поддерживаем связь, они обращаются за помощью. Приятно, что не забывают свою Наталью Петровну.

Нашу беседу прервала Соня Киселева, воспитанница Бубеневой. Девушка вошла в класс величаво, с легкой улыбкой на губах и сразу заняла удобную позицию для работы возле фортепиано.

— Наталья Петровна, у всех ваших учеников особенная выправка, осанка. Вы и над этим работаете?

— Академический вокал предполагает и умение правильно подать себя. Мы не машем руками, не разбрасываем ноги и не сутулимся. Во-первых, это некрасиво. Во-вторых, мешает чистому исполнению песни. Поэтому приходится прорабатывать все, даже то, как правильно стоять на сцене. Когда мы выступаем на конкурсе, фестивале, жюри оценивает не только голос. Под пристальное внимание попадает и общий образ выступающего.

— Если ты проявляешь инициативу в работе, то Наталья Петровна доведет тебя до идеала, — присоединилась к разговору Соня. — Лично я планирую и дальше учиться музыке, профессионально петь. И этому поспособствовал мой любимый педагог. До 12 лет до меня слабо что-то доходило, но, когда я попала к Наталье Петровне, все изменилось. Она по-особенному относится к нам, работает много сама, и мы, смотря на нее, тоже не опускаем руки. Это прекрасный педагог и замечательный человек.

— Моя жизнь – работа, дети, их успехи и победы, — в завершении встречи сказала Наталья Бубенева. — Я готова дарить им себя, свои знания и умения. Чего жду от них? Высоких результатов. Этого более чем достаточно.

Отметим, что 5 октября на стене в классе появилась еще одна значимая награда Натальи Петровны – Благодарность министра культуры Алтайского края за добросовестный труд, личный вклад в развитие культуры в регионе.

Ирина СПИРИНА. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

0

 

  •  
    14
    Поделились
  • 1
  •  
  •  
  • 2
  • 11
  •  
  •  
  •  
  •  

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хороший педогог,но звезды все таки на небе…и очень далеко.

    0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here