
Многим интересно будет узнать, что в это же время (1921 г.), как учреждение здавоохранения, существовал Тубдиспансер, и находился он по ул. Николаевской (Колесникова) № 29. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 2377. Л. 1.)
А единственная довоенная аптека была открыта в центре города Каменским отделением «Сибмедторга» по адресу: ул. Пушкина № 12 и Первомайская № 16. В 1930 году по документам здесь уже значилась аптека, ледник и склад, принадлежащие артели «Рекорд». (Ф. 62. Оп. 1. Д. 2115. Л. 3.)
Проживая по соседству с бывшим детским садиком «Голубок», который находился на пересечении улиц Ленина и Обской, я часто любовался деревянным зодчеством и кружевным украшением фронтонов и наличников его зданий. Имя первых владельцев и мастеров этих строений, конечно, мне были неизвестны. Архивные документы открыли тайну, что собственником и автором строительного проекта, нынешнего двухэтажного жилого дома, по ул. Ленина № 85 и соседней одноэтажки, является известный нам Всеволод Петкевич.

И разговор об этом идёт не случайно, т. к. после «муниципализации» (национализации) сюда поместили родильное отделение народной больницы. В этих зданиях в разное время помещались: отдел исполкома, и детский дом № 1, инспекция по делам несовершеннолетних и др. Рачительный хозяин в своё время очень удобно распланировал жилые и подсобные помещения. Здесь была баня, сени, кладовки, погреб, столовая, конюшня, завозня и даже редкий по тем временам, действующий тёплый клозет. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 1156. Л.4.)

Интересна и судьба самого Всеволода Петкевича – винокуровского зятя, личности по тому времени незаурядной. Сын ссыльного польского дворянина, он был грамотным человеком и страстным библиографом. После женитьбы стал управляющим винокуровской мельницы, имел хлебоссыпной пункт.
При советской власти, в 1918 году, В. Петкевич занимал должность комиссара продо-вольственной управы в г. Камень. Был в должности коменданта телеграфа, где без его ведома никто не имел права принимать секретные военные телеграммы.

В 1919 году занимал должность председателя Каменской городской Думы. Осуждён коллегией Алтайской губернской ЧК 1 августа 1920 года за контрреволюционную деятельность и приговорён к расстрелу.
Реабилитирован прокуратурой Алтайского края 16 декабря 1966 года. (ОСДУ УАДАК. Ф. Р-2. Оп. 6. Д. 243. Л. 61.)
В газете «Наша деревня» за 6 июня 1929 года помещена была маленькая заметка, оповещающая о начале строительства важных народно-хозяйственных объектов в СССР. В ней сообщалось: «В этом году Союзхлеб затратит 8 миллионов рублей на постройку новых элеваторов. Будет сооружено 38 элеваторов. Для удобства крестьян при элеваторе будут открыты чайные и постоялые дворы».

В этой части разговора мы подошли к замечательной страничке городской истории, где рассказывается о ярком таланте инженера-учёного и строителя Юрия Кондратюка. Алтайский писатель Валерий Слободчиков написал об этом самородке так: Александр Геннадьевич Шаргей… Он автор проекта уникального зернохранилища, который больше известен как «Мастодонт». Это сооружение настолько оригинально, что значится в реестре памятников истории и культуры Российской Федерации». (Слободчиков В. Передать по наследству.Алтай, № 4, 2007, с. 171.)

В фондах Каменского архива сохранились документы, рассказывающие о том, что Мастодонт – это не единственное элеваторное сооружение, а часть комплекса, сооружённого из дерева без единого гвоздя. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 1816. Л. 4.)

В газете «Колхозная жизнь» за 5 мая 1930 года была напечатана статья «Элеватор строится». Современному читателю будет интересно вникнуть в её содержание.
Элеватор строится
Производитель работ по постройке элеватора инженер Аксёнов на прошлом президиуме Окрисполкома сделал доклад о ходе строительства. По словам инженера Аксёнова, строительство элеватора развёрнуто своевременно, в полном объёме и до настоящего времени проходит удовлетворительно. 65% всей черновой работы уже закончено. Работает на элеваторе 800 человек. Окончание постройки элеватора намечено планом на 25 августа…

Вместимость элеватора будет в миллион пудов. Отгрузка, а также очистка зерна будут полностью механизированы. Так, например, погрузка зерна будет происходить прямо в специальные баржи. Зерно будет подаваться россыпью. Производительность отгрузки зерна в баржи будет определяться в10 тысяч пудов в час. Механическое оборудование элеватора сейчас изготавливается в центральных мастерских Хлебостроя. Двигательная сила элеватора – два двигателя по сорок лошадиных сил каждый.
«И всё?» — спросит читатель. А где же ожидаемое имя Юрия Кондратюка?
В этом и заключается интрига. Из числа тех 38 элеваторов нигде не было построено такого зернохранилища по особому проекту канадского типа. Это случилось только в Камне. И назвать автора этого оригинального проекта, с подложным гражданским паспортом, пресса, похоже, просто не могла.
Иван КАДНИЧАНСКИЙ. Фото из фонда Каменского краеведческого музея. Коллаж Дмитрия ПРОСКУРИНА. Продолжение следует.