Иван Цыганков проработал капитаном-механиком на пристани Камень-на-Оби

0
1743

Я приехала в Камень-на-Оби шесть лет назад. Новый город, новые соседи и, так получилось, новые друзья. Эту пару невозможно не заметить. Оба стройные, статные, высокие, всегда идущие под руку. Видна сразу выправка служивого и врожденная интеллигентность спутницы. Мы познакомились — Иван Илларионович и Галина Владимировна Цыганковы. Как оказалось, мы с Иваном Илларионовичем родом из соседних районов Новосибирской области. Много общих, незабываемых мест, общих дорог. С тех пор начались наши совместные вечерние посиделки.

Иван Илларионович оказался общительным и интересным рассказчиком. А главное, есть о чем поведать. Начиная с детства: босоногого и не очень сытного. Вспоминал, как после долгой зимы, едва дождавшись проталин и показавшейся зелени, ребятня мчалась на сборы в колки, березовые рощицы. Сначала появлялся полевой лук, затем щавель, а там уже и грибы, ягоды. Все это очень радовало и было большим подспорьем домашней кухни.

Родился Иван Илларионович в 1936 году в селе Урез Венгеровского района Новосибирской области. Рос худым, высоким, пытливым и умелым. Ловко вырезал фигурки шахмат, шашек. Даже сделал мини-бильярд из подшипников, чем привлек внимание  мальчишек со всей округи. Но особая страсть его — это техника. В селе, где Ваня жил, ее было маловато, да и та требовала бесконечного ремонта. Зато любознательному мальчишке-раздолье. Копался в ней днями. Главное, у него все получалось — и разобрать детали, и собрать, и поставить куда следует.

И, как часто в жизни бывает, в его размеренную жизнь пришло изменение. Он был призван в Советскую Армию. Проходил комиссию, и хотя с его высоким ростом весил всего 54 кг, неожиданно был признан годным к службе на подводной лодке. Оказалось, очень сильные легкие. Мог вдохнуть большой объем  воздуха, что требовалось для подводника. И вновь вмешалось провидение. На сборном пункте простыл. Оставили дома до следующего призыва. Так вместо подлодки оказался на эскадренном миноносце  на Тихоокеанском флоте. Четыре года нес нелегкую службу моряка, осваивая уже морскую технику. Демобилизовался в звании старшины первой статьи.

Служба на Тихоокеанском флоте 1959-1961 гг.

Вернувшись домой, устроился в Венгеровский ремонтно-эксплуатационный участок в плавсостав. В 60-х годах шло освоение малых рек. Нужны были специалисты. Умелого, знающего, надежного работника направили на учебу в Новосибирск на курсы механиков. По окончании учебы назначили первым штурманом первого помощника механика БВ-22, а в 1963 году капитаном-механиком  БВК-20. Потом получил допуск занимать должность капитана-механика дизелей первой группы судов речного и озерного флота 300 л.с. участка Новосибирск-Колпашево.

В 1965 году переехал в Новосибирск и поступил на работу в Ремонтно-эксплуатационную базу флота Западно-Сибирского речного пароходства. Начинал рулевым-мотористом, штурманом, с 1968 года назначали капитаном-механиком разных судов.

Водометный катер. Начало работы на реке Тартас.

В 1978 году окончил заочно  Новосибирское речное училище. После аттестации уже занял должность капитана-механика-дизелиста второй группы судов 500 л.с. на участке Барнаул-Новосибирск-Нефтеюганск и притоки Оби.

В 1982 году переведен на работу на пристань Камень-на-Оби капитаном-механиком теплохода РТ-317. Общий стаж работы Ивана Илларионовича 27 лет. Из них 20 лет на дальних расстояниях. Водил свой экипаж по всем большим и малым рекам Алтая и Сибири.

Вспоминая свои походы по этим рекам, он снова мысленно идет со своим экипажем по Оби, Чулыму, Кети, Васюгану, Тыму, Ваху, Оми, Тартасу, проходя по 300 км и не встречая на пути ни села, ни скита, никакой живой души. Нужно было следить за здоровьем в коллективе — народ разный, сборный, и за состоянием судна. В походе не расслабиться. Чуть ослабил внимание, а “ребятишки”, как он называл свой коллектив, приуныли. Тогда — стоп машина, ведерки в руки и на берег за ягодой. Полчаса, и ребята, почувствовав землю, попробовав дары лесные, снова в работу.

Капитаном-механиком на пристани Камень-на-Оби Иван Илларионович проработал 6 лет. Водил свой буксир-толкач, перевозя зерно, строительные материалы, а в 1988 году ему пришлось оставить любимую работу по состоянию здоровья. Сказалось напряжение, ночные вахты, большая ответственность за людей, технику, грузы.

В этом году в сентябре ему исполнится 85 лет. Жизнелюб, он по-прежнему не сидит без дела: то с машиной возится, то соседям кран поменяет, то водопровод починит, изгородь поправит. Никому в помощи не откажет. Живет в нем настоящий лидер, заботливый, ответственный. И несет вахту жизни наш капитан Иван Илларионович Цыганков, несмотря на нездоровье, нелегкие перемены, крепко держа за руку свою помощницу, товарища, единомышленника, любимую жену.

Л. КАЗАНЦЕВА.

0

 

  •  
    7
    Поделились
  • 1
  •  
  •  
  •  
  • 6
  •  
  •  
  •  
  •