Озеро среди села Камень. 1911 г.

К выбору места под строи-тельство таких технических объектов относились очень ответственно. Вблизи устья Суевы и озера Тараканка первые наши промышленники усмотрели удобный берег для доставки сюда и отправки водным путём различных грузов. Можно было с обской быстрины успешно затягивать в спокойную Суеву любые плоты, барки и баржи. Лучшего места, например, для лесопильных заводов и не сыскать. Также удобно вписались в этот ландшафт мукомольная мельница Фалькова, а затем и Суворова.

Родоначальником каменской промышленности следует считать основанный братьями Мосальскими в конце ХIХ века чугуно-литейный завод. Это предприятие стало прообразом современного каменского металлозавода, который тоже разместился в этом уютном месте, по улице бывшей Заводской.

Национализированный советской властью завод вскоре был преобразован в артель «Труд». Но как бы ни менялись его вывески, производственная база литейки неуклонно развивалась. Как свидетельствуют архивные документы, в 1923 году, например, кроме литейного цеха, здесь работали сборочная мастерская сельскохозяйственных машин, токарная, слесарная, столярная и модельная мастерские, а также кузница. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 2802. Л. 4.)

С. Камень. 1911 год. Лесопильный завод Фалькова.

Постоянное расширение территории завода к 1927 году привело к трениям с соседствующим предприятием, относящимся к нефтяному синдикату СССР (Западно-сибирскому управлению складами нефтепродуктов в городе Камне). Речь идёт о бывшем «нефтяном товариществе» братьев известного Альфреда Нобеля, торговая фирма которого открылась недалеко от литейки ещё в 1911 году. Проблема этой компании в конце 20-х годов усугубилась ещё и тем, что её территория стала быстро размываться рекой и обваливаться в воду. Контору этого хозяйства, находящуюся в бывшем доме Коптяева П. М. (по адресу ул. Лесная, № 22),  постигла та же участь.

Как гласят архивные документы, 29 апреля 1930 года под новый нефтесклад отвели в городе другое место, на берегу Оби. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 1190. Л. 9.)  Совсем уйти от реки  тогда невозможно было, так как керосин, нефть, мазут, солидол, нигрол, машинное и другие смазочные масла завозились для Каменского округа в основном водным путём.

С. Камень. 1911 г. Паровая мельница купца Адриана Винокурова.

Под склады сразу выделили обширную площадь в 3, 5 гектара, у береговой полосы длиною в 100 метров.

Улица Гагарина в верхней своей части называлась в сельское время Соляной дорогой, а потом улицей Красной. Ниже Саратовской (ул. Первомайской) уже шла не Гагарина, а несколько смещённо шёл переулок Михайловский или Тупиковый. Этот «проулок», согласно упомянутому документу, как раз и упирался в ограждение новой нефтебазы. Севернее её, в сторону существовавшего тогда Новопартизанского переулка, находилось место бывшей Винокуровской мельницы, получившей в 1920 году другое название — «Победа».

На новом месте, у Оби, нефтебаза работала тридцать лет, обслуживая машино-тракторные станции, предприятия и организации всего Каменского региона. Но и на старом месте, у металлозавода, долго оставались её хранилища. После строительства Новосибирской ГЭС, все склады базы оказались в зоне затопления. Особенно сильно пострадали они в 1958 году во время ледохода. Михаил Иванович Викулин об этом написал так:

«Во время мощного затора льдов сильно поднялся уровень воды в реке и под натиском льдов были помяты несколько баков. Гигантские тополя, стоявшие на страже нефтебазы, были срезаны льдом, как прутики. Естественно, вылилось много горючего».

Каменская пристань. 1934 год.

Стало давней традицией с первым звуком сирены мчаться к Оби и смотреть на начало ледохода. Интересно наблюдать, как оживает и наполняется силой могучая наша Обь. Бывший секретарь партийной организации металлозавода Анна Фёдоровна Халяпина рассказала о том же наводнении 1958 года примерно так.

«Очень легко ледяные глыбы сносили крыши погрузившихся в воду домишек. Из одного чердака, вдруг видим, в какой-то лохани выносит течением гусыню, насиживающую свои яйца. Тревожно поглядывая по сторонам, она продолжала выполнять свой материнский долг. Нашлись смельчаки, и, маневрируя между льдинами на лодке, подплыли осторожно к гусиному ковчегу… В итоге испуганная птица была  препровождена к берегу».

г. Камень-на-Оби. Пристань. 1911 г. Нефтеналивные баржи товарищества “Бранобель”.

Но вернёмся к разговору о нефтебазе. Вторым существенным фактором, повлиявшим на решение о переселении её далеко за город, стал факт подведения к Камню-на-Оби железной дороги. Поставка нефтепродуктов железнодорожным транспортом оказалась тогда более эффективной и производительной. В 1962 году новая нефтебаза начала свою работу на ул. Кондратюка. В настоящее время она оказалась невостребованной.

В перестроечные годы появилась целая сеть автозаправочных станций, в том числе и газовых, различных форм собственности. Услугами  базы перестали пользоваться. Нефтепродукты стали поступать для реализации напрямую с нефтеперегонных заводов, минуя нефтебазы.

Как видим, за прошедшие годы многое изменилось. Страна, ранее ввозившая технику и горючку, превратилась в одного из мощнейших экспортёров нефти и газа. Россия продаёт это сырьё и в Европу, и в Азию. Судя по намеченным проектам, в ближайшие годы экспорт углеводородов увеличится на треть.

Иван КАДНИЧАНСКИЙ. Фото из фонда Каменского краеведческого музея. Продолжение следует.

0

 

  •  
    32
    Поделились
  • 1
  •  
  •  
  • 6
  • 25
  •  
  •  
  •  
  •  

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Это на верхней фото случаем не озерко на ул. Лермонтова? Или перед колхозным рынком и ремзаводом? Трудно увязать с географией Камня…

    0

Comments are closed.