К выбору места под строи-тельство таких технических объектов относились очень ответственно. Вблизи устья Суевы и озера Тараканка первые наши промышленники усмотрели удобный берег для доставки сюда и отправки водным путём различных грузов. Можно было с обской быстрины успешно затягивать в спокойную Суеву любые плоты, барки и баржи. Лучшего места, например, для лесопильных заводов и не сыскать. Также удобно вписались в этот ландшафт мукомольная мельница Фалькова, а затем и Суворова.
Родоначальником каменской промышленности следует считать основанный братьями Мосальскими в конце ХIХ века чугуно-литейный завод. Это предприятие стало прообразом современного каменского металлозавода, который тоже разместился в этом уютном месте, по улице бывшей Заводской.
Национализированный советской властью завод вскоре был преобразован в артель «Труд». Но как бы ни менялись его вывески, производственная база литейки неуклонно развивалась. Как свидетельствуют архивные документы, в 1923 году, например, кроме литейного цеха, здесь работали сборочная мастерская сельскохозяйственных машин, токарная, слесарная, столярная и модельная мастерские, а также кузница. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 2802. Л. 4.)

Постоянное расширение территории завода к 1927 году привело к трениям с соседствующим предприятием, относящимся к нефтяному синдикату СССР (Западно-сибирскому управлению складами нефтепродуктов в городе Камне). Речь идёт о бывшем «нефтяном товариществе» братьев известного Альфреда Нобеля, торговая фирма которого открылась недалеко от литейки ещё в 1911 году. Проблема этой компании в конце 20-х годов усугубилась ещё и тем, что её территория стала быстро размываться рекой и обваливаться в воду. Контору этого хозяйства, находящуюся в бывшем доме Коптяева П. М. (по адресу ул. Лесная, № 22), постигла та же участь.
Как гласят архивные документы, 29 апреля 1930 года под новый нефтесклад отвели в городе другое место, на берегу Оби. (Ф. 62. Оп. 1. Д. 1190. Л. 9.) Совсем уйти от реки тогда невозможно было, так как керосин, нефть, мазут, солидол, нигрол, машинное и другие смазочные масла завозились для Каменского округа в основном водным путём.

Под склады сразу выделили обширную площадь в 3, 5 гектара, у береговой полосы длиною в 100 метров.
Улица Гагарина в верхней своей части называлась в сельское время Соляной дорогой, а потом улицей Красной. Ниже Саратовской (ул. Первомайской) уже шла не Гагарина, а несколько смещённо шёл переулок Михайловский или Тупиковый. Этот «проулок», согласно упомянутому документу, как раз и упирался в ограждение новой нефтебазы. Севернее её, в сторону существовавшего тогда Новопартизанского переулка, находилось место бывшей Винокуровской мельницы, получившей в 1920 году другое название — «Победа».
На новом месте, у Оби, нефтебаза работала тридцать лет, обслуживая машино-тракторные станции, предприятия и организации всего Каменского региона. Но и на старом месте, у металлозавода, долго оставались её хранилища. После строительства Новосибирской ГЭС, все склады базы оказались в зоне затопления. Особенно сильно пострадали они в 1958 году во время ледохода. Михаил Иванович Викулин об этом написал так:
«Во время мощного затора льдов сильно поднялся уровень воды в реке и под натиском льдов были помяты несколько баков. Гигантские тополя, стоявшие на страже нефтебазы, были срезаны льдом, как прутики. Естественно, вылилось много горючего».

Стало давней традицией с первым звуком сирены мчаться к Оби и смотреть на начало ледохода. Интересно наблюдать, как оживает и наполняется силой могучая наша Обь. Бывший секретарь партийной организации металлозавода Анна Фёдоровна Халяпина рассказала о том же наводнении 1958 года примерно так.
«Очень легко ледяные глыбы сносили крыши погрузившихся в воду домишек. Из одного чердака, вдруг видим, в какой-то лохани выносит течением гусыню, насиживающую свои яйца. Тревожно поглядывая по сторонам, она продолжала выполнять свой материнский долг. Нашлись смельчаки, и, маневрируя между льдинами на лодке, подплыли осторожно к гусиному ковчегу… В итоге испуганная птица была препровождена к берегу».

Но вернёмся к разговору о нефтебазе. Вторым существенным фактором, повлиявшим на решение о переселении её далеко за город, стал факт подведения к Камню-на-Оби железной дороги. Поставка нефтепродуктов железнодорожным транспортом оказалась тогда более эффективной и производительной. В 1962 году новая нефтебаза начала свою работу на ул. Кондратюка. В настоящее время она оказалась невостребованной.
В перестроечные годы появилась целая сеть автозаправочных станций, в том числе и газовых, различных форм собственности. Услугами базы перестали пользоваться. Нефтепродукты стали поступать для реализации напрямую с нефтеперегонных заводов, минуя нефтебазы.
Как видим, за прошедшие годы многое изменилось. Страна, ранее ввозившая технику и горючку, превратилась в одного из мощнейших экспортёров нефти и газа. Россия продаёт это сырьё и в Европу, и в Азию. Судя по намеченным проектам, в ближайшие годы экспорт углеводородов увеличится на треть.
Иван КАДНИЧАНСКИЙ. Фото из фонда Каменского краеведческого музея. Продолжение следует.
Это на верхней фото случаем не озерко на ул. Лермонтова? Или перед колхозным рынком и ремзаводом? Трудно увязать с географией Камня…
Comments are closed.