Запах свежей выпечки — пронзительный, как воспоминания о детстве, и привычный для работников производственных цехов предприятия «Алтайский каравай». Здесь горячие батоны, булочки, буханки и прочая снедь достаются из печей четырежды в день и с пылу с жару едут по своим конечным маршрутам — в магазины Каменского и близлежащих районов.
Мы побывали на единственном в округе предприятии, которое за последние годы смогло замкнуть всю «пищевую цепочку» АПК. Возглавляемый Андреем Караваевым семейный бизнес представляет собой три объединенные организации, образующие «замкнутый круг»: растениеводство, пекарня и торговая сеть, которую все знают под брендом «Алтайский каравай». Значение сельского хозяйства в нашем регионе трудно переоценить, а если речь идёт о развивающейся торгово-производственной компании, которая проложила прямой путь от пашни до прилавков магазинов, то это уже социально значимый бизнес.
Корреспонденты «Каменских известий» побеседовали с руководителем компании Андреем Караваевым о кризисах в агропромышленном комплексе и способах «невосприимчивости» к нему, о «замкнутом» производстве и сельскохозяй-ственном менеджменте и о проблемах, не связанных с движениями цен на рынке. Само собой, прогулялись по предприятию, вдыхая невозможно ароматные токи воздуха от печей, и узнали, как из небольшой мельницы с десятком сотрудников зародилось крупное по меркам нашего города предприятие.
В КРИЗИС БЕЗ КРИЗИСА
Мы не могли не спросить Андрея Григорьевича о том, как сказался на бизнесе проблемный прошлый год. Многие аграрии пострадали. И если низкий урожай пшеницы более-менее «выровнялся» закономерно высокой ценой, то для производителей, зависящих от себестоимости муки, это могло вылететь «в копеечку».
— Кризис нас особенно не коснулся, — рассказал нам руководитель предприятия. — По сути, на сегодняшний день я могу выделить только одну серьезную проблему, и она не связана с урожайностью и ценами на зерно. Речь идет о кадрах, которых иногда не хватает, при том что специалисты в районе, в общем-то, есть.
По мнению нашего собеседника, во многом негативно на рынок труда повлияли государственные выплаты, которых в прошедшем году было немало. Грубо говоря, у людей появилась возможность сидеть дома и иметь при этом какие-то деньги. Постоянная работа даёт больше в семейный бюджет, но не всех, оказывается, привлекает ежедневный труд…
— Мы из года в год улучшаем условия труда во всех аспектах производства, — говорит Андрей Караваев. — И, что немаловажно, пытаемся сделать привлекательной заработную плату. Но если человек не хочет — его никакими средствами не удержишь. Есть люди с противоположным отношением к работе, и из них сложился прекрасный трудолюбивый коллектив.
Совсем недавно отшумела посевная, и для растениеводческого предприятия компании она была во всех отношениях приятной. Прекрасно сложилась погода на весь период весенней полевой кампании, к тому же за зиму было проведено техническое перевооружение. Компанией «Алтайский каравай» был взят изрядный кредит, на средства которого приобретены «крутой» посевной комплекс, новый трактор и другое необходимое в сельском хозяйстве «железо».
— На сегодняшний день у нас в севообороте чуть больше четырех тысяч гектаров, — продолжил знакомить нас с делом руководитель предприятия. — Сеем мы, конечно, не только пшеницу, среди прочих культур — горох, гречиха, донник, овес, рожь.
Горох доказал свою ценность не только как отличный предшественник для зерновых, но и как объект продаж: в прошлом компания реализовала его в продовольственном виде, то есть, на крупу. Не так давно был получен сертификат на произ-водство ржаной муки — она идет как на продажу, так и для собственных нужд.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ
Без ложной скромности наш собеседник называет компанию «Алтайский каравай» одним из немногих — если не сказать, единственным — предприятием замкнутого цикла на все ближайшие районы края. Что это значит? Производство начинается весной в поле, проходит собственные мельницы и цеха предприятия, а заканчивается на прилавках собственных магазинов. Возможно, в этом секрет «стрессоустойчивости» бизнеса: если какой-то из его секторов «проседает», другой вытаскивает дело на себе.
Эффективности каждой из ступеней производства варьируется:
— В прошлом году был неурожай, цены на зерно подскочили, какие-то культуры «работали в прибыль», а какие-то остались на грани рентабельности, — говорит Андрей Григорьевич. — Соответственно, мука подорожала, но цены на хлеб мы оставили прежние, поскольку это социально значимый продукт.
Также руководство предприятия отмечает снижение объемов продаж. Впрочем, это никак не связано с претензиями покупателей — дело, видимо, в повсеместном снижении покупательской способности. И это тоже сезонное явление. Зимой продажи падают, летом возобновляются, внутри этих двух сезонных циклов тоже бывают колебания, но они незначительны.
«Алтайский каравай» также может похвастать довольно широким рынком сбыта: хлеб, сдоба, кондитерские изделия и прочее попадает не только на прилавки города. Продукция едет в сельскую местность Каменского района и к ближайшим соседям. В сёла и деревни края отправляется порядка сорока процентов выпечки. Причем, в Камне-на-Оби у компании собственные магазины под узнаваемым и давно привычным брендом. Мы не могли не спросить, будет ли расширяться торговая сеть.
— У нас есть приобретенные площади под будущее строительство магазинов, но в ближайшее время строить их не планируем, — пояснил Андрей Григорьевич. — Сейчас все силы и средства направлены на расширение производственной площадки.
На это мы, кстати, первым делом обратили внимание — на основной территории компании высится в небо совершенно новыймехток с каким-то замысловатым (и тоже совершенно новым) оборудованием на верхотуре. Данное чудо техники позволит производить ещё более качественную подработку зерна.
— Мы также планируем подрабатывать и другие культуры, — не только пшеницу, — делится планами руководитель компании. — Отходы от подработки семян тоже пойдут в производство. Так, мы приобрели оборудование для произ-водства сухого негранулированного комбикорма. В ближайших планах — продавать населению кормосмесь, включающую горох, овес, ячмень и пшеница. Осенью планируем купить оборудование для изготовления гранулированного корма — для реализации в готовом виде и для собственных нужд. Мы второй год экспериментируем с птице-водством и животноводством: приобрели гусей, куриц, небольшое поголовье КРС. Пока это всего лишь небольшое подворье, но в дальнейшем мы хотим расширить стада и заняться мясомолочным направлением и птицей. Пока у нас нет специалиста в этой области, но мы надеемся, что таковые в Каменском районе найдутся.
Кстати, на производственной площадке есть собственная лаборатория по контролю за качеством зерна, муки и другой продукции. Это тоже, в какой-то мере, уникальное достижение предприятия.
ПРОВАЛ ДЛЯ ОДНИХ — ВЫГОДА ДЛЯ ДРУГИХ
За двадцать лет своей деятельности компания Андрея Караваева прошла длинный путь — от небольшой мельницы к многопрофильному предприятию. Самое интересное, что этому поспособствовала «дыра» на рынке сельскохозяйственной продукции после краха оставшихся совхозов. На рубеже веков мельница производила муку и реализовывала её за пределами Алтайского края.
— Основным нашим рынком сбыта были северные регионы, например, Якутия, — рассказывает наш собеседник. — После того, как распались колхозы, и до того, как появились первые крестьянские фермерские хозяйства, возник «провал». Остро встала проблема с сырьем, и я решил попробовать сам. Первые два сезона были совершенно неудачными — и тогда я пригласил на работу опытного агронома Александра Николаевича Жидких. Он по-прежнему работает с нами, и за это время посевная площадь увеличилась с 250 до четырех тысяч гектаров. Постепенно, шаг за шагом, мы стали производить хлебобулочные изделия. А начинали с одной печи, которая производила, уже не помню, какое, смешное количество булок на сутки. Так, постепенно, мы пришли к необходимости развивать собственную торговую сеть.
В качестве завершения визита на предприятие мы побывали в хлебопекарном цеху. Действительно, возникает ощущение большого ремонта — не в смысле перманентной разрухи, а ожидания чего-то нового.
— Андрей Григорьевич всегда что-то строит, — рассказывает Татьяна Масалига, заместитель директора по производству. — Он говорит, что у нас много свободных площадей на территории, и она вся должна «работать».
Первым делом мы посетили старый цех, где уже бывали в прошлом году. Сейчас здесь просторно, остались только огромные печи.
— Раньше мы в этом помещении делали все 70-80 тонн хлеба. Крутились здесь, занят был каждый квадратный сантиметр площадей.
Накануне весь пекарский состав предприятия переехал в новый просторный цех. Есть ещё одно полностью готовое к заселению помещение. Сейчас руководство предприятия изучает рынок, чтобы решить — какую именно технику для какой кондитерской продукции приобретать.
В это время пекари открывают печи, выкатывают огромные «стеллажи» с противнями, полными румяных булочек.
— Мы планируем весь технологический процесс от начала до конца и не останавливаем цех ни днем, ни ночью, — рассказывает Татьяна Ивановна. — Мы только что загрузили свежую продукцию для экспедиторов, она отправится в села и деревни, также второй раз за день повезем горячий хлеб в свои магазины. Горячий хлеб попадает на полки собственных торговых точек «Алтайского каравая» четыре раза в день.
В дальнейшем производственная часть компании будет только наращивать обороты. Уже есть планы на строительство цеха по производству круп. Уже сейчас на всех предприятиях компании трудоустроены около ста человек. Дальше будет больше. К тому же, переработка сельскохозяйственной продукции — это круглогодичные рабочие места.
Максим ПАНКОВ. Фото Александра ЖДАНОВА.