Еще в конце 80-х он стал «народным», а пятнадцать лет назад был удостоен почетного звания «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края». И с тех пор постоянно подтверждает титулы, становясь лауреатом престижных региональных конкурсов.

В канун Дня работника культуры, который отмечается в нашей стране 25 марта, корреспонденты «Каменских известий» побывали на репетиции оркестра и побеседовали с его умом и сердцем — руководителем и дирижером Людмилой Середа. Мы узнали, что на народных инструментах можно сыграть даже рок, а для подрастающего поколения балалайка скоро станет экзотикой.

Увлечение музыкой у домристки, а ныне дирижера оркестра, началось ещё во втором классе. К ним в школу № 1 однажды пришел педагог-скрипач из музыкальной школы в поиске одаренных детишек — раньше это была распространенная практика. Маленькую Люду приметили и пригласили на прослушивание в «музыкалку».

— Мы с подружкой вдвоем пошли записываться на скрипку, нам очень понравился этот инструмент. Её по итогам прослушивания взяли в класс, а мне на тот момент немного не хватило слуха, ведь для скрипки он должен быть абсолютным. Чтобы я не переживала, завуч ДМШ Лариса Ивановна Федотова пригласила меня к себе в кабинет и показала все имеющиеся в наличии инструменты. И сказала: «Выбирай!».

Фортепиано маленькой Люде показалось слишком сложным и громоздким, балалайка не впечатлила, баян и аккордеон напугали тяжестью. А вот с домрой случилась любовь с первого взгляда.

Людмила отучилась в музыкальной школе пять положенных лет, но с полюбившимся инструментом расстаться не смогла, и решила поступать в музыкальное училище в Барнауле. Правда, пришлось ещё два года посещать занятия в Каменской ДМШ, чтобы окончить общеобразовательную школу.

Людмила Николаевна с теплом вспоминает  свою учительницу Азу Полухину:

— Я была последней её ученицей, которую она готовила для поступления в музучилище. Аза Фёдоровна уже собиралась на заслуженный отдых. Она меня, кстати, иногда даже отговаривала, советовала выбрать другое образование — например, математику, с которой у меня всегда было замечательно. Но я всё для себя решила окончательно.

Кстати, именно Аза Федоровна предопределила судьбу Людмилы и связала её с оркестром — помня о своей талантливой протеже, она рекомендовала её Сергею Вигриянову, руководившему оркестром со дня его основания. Так Людмила Середа, на дипломе которой ещё не высохли чернила, заняла место в известнейшем в городе и далеко за его пределами оркестре за басовой домрой.

А потом оркестр остался без руководителя: супруги Вигрияновы переехали из Камня-на-Оби, в результате чего музыкальный состав несколько пошатнулся. Остро встал вопрос — кто возьмет на себя нелегкое бремя?

— Сначала руководителем назначили Нину Константинову — это талантливый и опытный музыкант. Поскольку в основное время она, как и большинство музыкантов оркестра, посвящала педагогической деятельности, я предложила свою помощь с нотами. Эта работа непростая и очень объемная.

Пригодилось училище, где, кроме инструментоведения, были основы дирижирования, аранжировок и прочее.

— С инструментовками у меня хорошо получалось работать ещё в училище, — вспоминает наша собеседница. — Этот опыт оказался очень полезен.

В 2014 году Людмилу Середа назначили руководителем оркестра. Сначала было довольно тяжело, поскольку приходилось одновременно руководить и играть на домре — на первых порах музыкантов катастрофически не хватало. Но одновременно играть и дирижировать невозможно.

Ко всему прочему, оркестр столкнулся с неожиданной сложностью: в наличии не осталось нот. Вообще. Получился парадокс: оркестр играющий, а играть нечего. Пришлось заново собирать музыкальный материал. Выручила  Елена Геннадьевна Шония, преподаватель ДШИ, музыкант оркестра. Удалось подобрать некоторые ноты, чтобы оркестр начал работу и не простаивал.

— Однажды я просто позвонила директору оркестра  Тюменцева Валерию Тарасову и попросила помощи, — говорит руководитель оркестра. — Нам не отказали разве что, множить ноты пришлось самим. Погрузили в машину копир и принтер — и поехали.  Первоначальной минимальной задачей было восстановить то, что оркестр уже играл. Ну а потом на выручку пришел Интернет.

Но даже в сети нет готовых партитур, которые можно взять и играть, в любом случае  предстоит колоссальная работа — хотя бы потому, что оркестровку нужно сделать под действующий музыкальный состав. Новоиспеченному руководителю пришлось срочно осваивать специализированный «софт» — компьютерную программу для записи нот и составления партитур. И вручную вбивать инструментовку для всего оркестра.

Кстати, позже помощь начинающему дирижеру и руководителю предложили даже в легендарном государственном оркестре «Сибирь»!

— К счастью, я нашла в сети Интернет сайт, где за не очень большую цену можно приобрести готовые аранжировки, — говорит Людмила Николаевна. — Их остается только доработать под состав нашего коллектива. Это тоже необходимо, ведь репертуар должен обновляться, и не только в смысле новых произведений. Если мы хотим привлечь зрителей, то должны идти в ногу со временем, «осовременивать» программу концертов. Классику сейчас любят не все.

Людмила Середа вспоминает, как однажды ненароком подслушала разговор двух женщин у афиши, рекламирующей концерт оркестра в Дворце культуры, одна из них высказалась о коллективе довольно пренебрежительно, мол, народная музыка — это скучно и несовременно. Руководителя это очень задело:

— Странно, но, кажется, большинство людей полагает, что если перед ними оркестр народных инструментов, то и играет он только народную музыку. Конечно, мы приветствуем фольклор в нашем репертуаре. Но при этом  стараемся играть нечто более популярное. Часто готовим  попурри из известной музыки советских лет и более современных хитов, планируем выступить с парафразом музыкальных тем из фильмов Гайдая. Благодаря народным инструментам, известные темы получают новое неожиданное звучание, при этом звучит знакомо как для взрослых слушателей, так и для молодежи.

Кстати, наша собеседница приоткрыла нам тайну — сейчас оркестр готовит собственное переосмысление главной темы из фильма «Пираты Карибского моря». Вообще, коллектив готов к творческому эксперименту, к поиску современного материала, удачным совмещениям современных хитов и классики.  Не так давно оркестр выступал совместно с детским эстрадным ансамблем «Карусель». И продолжает сотрудничество.

— Жалко, что на концерте было немного зрителей, — говорит дирижер. — Было интересно и взрослым, и самим детям. Самое интересное, что современные дети даже не всегда знают, как называются инструменты. Помню, один ребенок рассматривает стенд с инструментами и кричит: «Ух ты, это лира?». Глядя на балалайку. Очень скоро для подрастающего поколения народные инструменты станут экзотикой.

Что может сыграть на пользу, кстати, если вспомнить принцип хорошо забытого старого. Ведь он однажды очень удачно «выстрелил», все помнят Бурановских бабушек? Как знать, может, однажды мы услышим со сцены какой-нибудь рок-хит в исполнении «экзотических» балалаек, домр, аккордеонов.

— Однажды мне сказали: слабо сыграть песню группы «Ленинград», ту самую, про лабутены, — смеется Людмила Николаевна. — Я честно ответила: нет, не слабо. Дело за малым — найти ноты и свободное время, чтобы сделать оркестровку. По сути, сыграть можно всё, что угодно — было бы желание и интерес публики. Последнее для любого артиста очень важно.

Сегодня в составе муниципального оркестра русских народных инструментов играют тринадцать музыкантов. Руководитель сетует, что найти новых исполнителей очень трудно — при том, что талантливых музыкантов в городе предостаточно. Тем не менее, есть в оркестре и молодая кровь.

Сейчас коллектив готовится к фестивалю «Поклон Алтая» — это один из двух крупнейших региональных музыкальных форумов, где самодеятельные коллективы подтверждают высокие звания «народных» и «заслуженных». Кстати, он пройдет осенью в Камне-на-Оби.

Охотно верится, что старейший из городских коллективов получит должные регалии. Впрочем, главное признание — не в бумажном сертификате, а в аплодисментах зрителей.

Максим ПАНКОВ. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

В 1986 году на базе ансамбля преподавателей ДМШ №1 г. Камня-на-Оби был создан оркестр русских народных инструментов. В его состав, помимо преподавателей музыкальных школ, входили музыканты педагогического училища и лучшие представители художественной самодеятельности города.

В 1989 году за плодотворную творческую деятельность и исполнительское мастерство оркестру присвоено звание «народный».

Почетное звание «Заслуженный коллектив самодеятельного художественного творчества Алтайского края» оркестр получил в 2005 году.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


 

 

 

  •  
    8
    Поделились
  •  
  •  
  •  
  • 8
  •