Впору было открывать подпольный тотализатор — с принятием устава интрига сложилась почище последнего мундиаля.

На прошлой неделе Райсобрание собралось в пятый раз принимать основополагающий нормативно-правовой документ муниципалитета, и тут уже, как бы, и карты в руки, и ветер в спину, и якорь где надо. Всё было для успешного завершения затянувшейся миссии. Но тот, кто поставил бы на успешное решение вопроса, сейчас бы горько подсчитывал убытки…

До 39-й внеочередной сессии РСД, прошедшей 20 февраля, основной проблемой рассмотрения проекта Устава была низкая явка самих народных избранников. По нашему скромному мнению, корнем всего является то, что руководство представительного органа власти уж сильно долго тянуло кота за подробности: от исходного комплекта мандатов в активе осталось всего шестнадцать. То есть, численность РСД по разным обстоятельствам сократилась почти на четверть, а для положительного решения всех вопросов, связанных с Уставом, необходимо согласие не менее двух третей от базового состава органа.

«РЫЦАРИ» ОВАЛЬНОГО СТОЛА

В данном случае мы имеем шестнадцать депутатов в строю, а минимальное количество голосов «за» для принятия проекта Устава — четырнадцать. Как видите, маневров на случай болезни-отъездов-отгулов-прогулов мундепов кот наплакал. Напомним, что во время прошлой сессии вопрос по Уставу пролетел со свистом как раз по той причине, что мандатов за овальным столом не хватало. Буквально считанных единиц.

На 39-й внеочередной сессии народные избранники проявили небывалую организованность, прибыло пятнадцать из шестнадцати, один из избранников заявил о деловой поездке. Судя по всему, и общее настроение было на решение заскорузлой проблемы. Вопроса, который нужно было решить ещё три года назад. Если бы проект Устава представлял собой пачку бумаг в большой папке, как в старые времена — ну, в такой, с тесёмочкой, — то она была бы уже затёрта до неприличного блеска.

По вопросу принятия проекта Устава с докладом выступила Ирина Потанина, председатель комитета администрации Каменского района по правовым вопросам. Она подчеркнула, что прежний документ был принят решением районного Собрания депутатов в декабре 2018 года, и что большая часть изложенных в новом проекте поправок и дополнений продиктована изменениями в действующие федеральные законы.

Подавляющее большинство изменений в новой редакции Устава для обывательского взгляда — скучный талмуд. Поправки и дополнения касаются вопросов местного значения и многочисленных нюансов в организации деятельности органов местного самоуправления. Из наиболее важных таких нюансов — пункт, связанный с досрочным прекращением полномочий депутатов в случае нарушения запретов и положений федерального закона о противодействии коррупции.

ИМПЕРАТИВ — НЕ ИМПЕРАТИВ

Это довольно-таки важный момент для нынешнего созыва РСД, поскольку некоторые депутаты только на пятом году своей доблестной службы научились правильно заполнять декларацию о доходах.

— Ранее это была императивная норма, — сказала Ирина Потанина. — И в случае нарушения запретов, налагаемых федеральным законом о противодействии коррупции, депутат однозначно должен был прекратить свои полномочия. Однако ещё в 2019 году были внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления» № 131-ФЗ, позволяющие применять к депутатам иные меры ответ-ственности, если искажение сведений о доходах признано несущественным.

Уже начиная с этого пункта, мундепы, вроде как, должны встать горой за Устав. Впрочем, задолго до изменений в 131-й ФЗ для Райсобрания императив был не императив (читай — депутатам закон не писан). Напомним, что Каменской межрайонной прокуратурой в 2017-18 годах выявлялись недостоверные сведения в декларациях о доходах районных народных избранников. Но даже тогда, презрев императивы, исповедуя принцип «брат за брата — так за основу взято», Райсобрание «забило» на представления прокурора и не выдало своих на растерзание юстиции. Теперь же всё это можно делать на законных основаниях.

СВОДИМ СЧЁТЫ

Но на самом деле камнем преткновения на последней сессии стал вопрос о создании контрольно-счетной палаты — независимого аудитора. Кстати, сами мундепы когда-то выступили с инициативой его сотворения. Так что же пошло не так? Именно на этом месте ровное обсуждение проекта Устава споткнулось и перешло в препирательство.

Вопросы непосредственно к докладчику и к руководству Райсобрания возникли у депутата Виктора Штрака. В частности, он обратил внимание на то, что в статье 51 проекта Устава перечисляется состав контрольно-счетного органа, включающий председателя, заместителя председателя и аудиторов. По его мнению, в перспективе орган будет преднамеренно «раздут», а на руководящие должности и в аппарат новой структуры уже «припасены» кадры из числа приближенных «к телу».

Ирина Потанина прокомментировала выступление Виктора Штрака:

— Устав по своей сути носит декларационный характер. Что это означает: данный документ декларирует основные принципы и постулаты. В то же время состав, штатная численность, полномочия контрольно-счетного органа определяются решением районного Собрания депутатов. При принятии решения об образовании контрольно-счетного органа депутаты будут реализовывать эти полномочия согласно своему видению.

Проще говоря, депутаты сами решат, сколько необходимо председателей и замов в новом контрольно-счетном органе — хоть один, хоть полтора. Тем не менее, Виктор Штрак настаивал на том, что данная редакция конкретного пункта служит для того, чтобы в дальнейшем контрольно-счетный орган был необоснованно большим. И кто-то (не озвучивалось, кто) получит работу в виде хорошо оплачиваемой синекуры.

Действительно, предлагаемая новая редакция Устава позволяет депутатам самим решать все вопросы касательно контрольно-счетного органа, декларируя лишь законодательные рамки. Однако, по словам депутата Штрака, нынешняя редакция касательно контрольно-счетного органа появилась за два дня до сессии. Ранее в проекте, принятом на публичном слушании, значилось следующее: «контрольно-счетная палата состоит из двух человек: председателя и аудитора». То есть, предполагался кадровый «потолок».

Кстати, во многих муниципалитетах финансовый аудит осуществляет собственная контрольно-счетная палата. И в самых крупных этот орган состоит из двух человек. Для муниципалитета, где функционирует с разным успехом всего несколько муниципальных предприятий, даже одного может оказаться достаточно.

ДАБЫ НЕ «РАЗДУЛО»

Интересная реплика в процессе стихийной пикировки прозвучала от председателя РСД Виктора Кашицина. Он объявил оппоненту, что городской Совет депутатов выделил на собственные нужды больше одного миллиона рублей в 2021 году. Мол, почему же негодование депутата не направлено на этот вопиющий факт. А данный факт действительно вызывает смешанное чувство любопытства и недоумения, однако означает ли эта реплика, что депутат Виктор Штрак должен сам навести финансовый порядок в консолидированном бюджете и уж тем более навести порядок в депутатском корпусе другого уровня?

Но вернемся к нашим поправкам. Логика предлагаемой редакции проекта Устава в принципе понятна, и он действительно декларирует общий принцип формирования структуры муниципалитета в соответ-ствии с законодательством. Однако, учитывая тот факт, что кумовство — это почти национальная идея, сомнения депутата взялись не на ровном месте. Опять же, нужно учитывать следующий момент: решения о численном составе и по персоналиям контрольно-счетного органа принимаются уже простым большинством из числа собравшихся. То есть, лоббировать «своих» в вероятной перспективе будет проще простого. Именно для этого в нашей местной конституции должен быть обозначен предел — так полагает Виктор Штрак.

На сессии он предложил полностью исключить из проекта Устава все пункты, касающиеся контрольно-счетного органа и принять его в полученном виде здесь и сейчас. А решение касательно счетной палаты принять позже, на основе более продуманных дополнений к Уставу. Также он выступил с предложением вообще не создавать собственный контрольно-счетный орган, поскольку закон позволяет привлекать внешних аудиторов из счетной палаты региона.

Данное предложение было отвергнуто подавляющим большинством. Однако и сам проект Устава не прошел — против него проголосовал депутат Виктор Штрак, двое воздержались.

Итак, Устав опять не принят из-за единственного камня преткновения — контрольно-счетного органа. Дело за малым — найти компромисс. Первый шаг сделали депутаты Виктор Штрак и Сергей Широков. Пока материал готовился к печати, стало известно, что они составили официальное письмо в контрольно-счетную палату Алтайского края с предложением осуществлять внешний аудит финансов Каменского района. В случае положительного ответа палаты следующий ход руководства РСД, вероятно, обнажит истину.

Максим ПАНКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 

 

  •  
    26
    Поделились
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 26
  •  
  •  
  •  
  •