Плачу, плачу… Нет, вернее будет сказать: реву. А в ушах голос Черепановой Зои Ивановны. Она  во время  спектакля «Последний день войны», поставленного перед жителями села Аллак, читала стихотворение   Г. В. Пушечникова «Поставьте памятник вдове»:

Поставьте памятник вдове —

Двужильной труженице поля.

Ей тяжелей было вдвойне:

Детей растить, осилить горе.

А перед глазами незабываемая картина: как бьется в рыданиях моя мама каждое 9 мая. Страшно остаться вдовой, еще страшнее не увидеть любимого сына.

Воспоминания моей сестры Нади:

«Зима 1944 года. Мама с другими колхозниками на быках увезли зерно в Камень.  Почтальон принесла извещение, что наш брат Петя пропал без вести в бою. Старшие решают, что маме не покажут извещение. Ночь, на столе горит копчушка, мы не спим, ждем маму. Входит в дом мама. И никогда мне не забыть, как голосила наша мать, а пять голодных девчонок подвывали ей тонкими голосами. Мне непонятно до сих пор, откуда узнала мама про Петю, ведь похоронку мы спрятали. А через месяц пришло письмо от Петиного друга.  Он писал, что похоронил Петю прямо в бою».

Мама в лихолетье сохранила жизни всех  дочерей. Великая женщина, великая мать. Великий народ! Великая победа!

Весь спектакль я плакала, артисты затронули все самое сокровенное, всю нашу боль. У каждой из  тех женщин, что играли на сцене, своя боль, свои потери. Нет, они не играли, они жили этим. Каждый вспоминал свое.

У Раисы Налимовой, Татьяны Черепановой, Насти Тонких, Арины Шевцовой – отец, дед Голиков Алексей Николаевич – участник Великой Отечественной войны, уВеприк Елены – свекор, у Лемясовой Людмилы – три дяди и свекор.  На сцене Цаан Лилия Савельевна, Налимова Раиса Алексеевна, Лемясова Людмила Анатольевна, Веприк Елена Нестеровна, Тархова Галина Николаевна  исполняли роли доярок. Они   поднимали полудохлых коров, сумевших перезимовать, чтобы отправить их  пощипать первую весеннюю травку. И каждая представляла свою мать.   Они чувствовали, как трещит её спина от непосильной тяжести. И чтобы хоть немножко  облегчить свою долю, они и шутят, и песню спивают. Они чувствуют боль подруги, к которой уже не вернется муж, они разделяют с ней горе.    Вот и отец  Черепановой Зои Ивановны  Афанасьев Иван Николаевич не пришел с войны к любимой жене и маленькой дочке Зое, родившейся в октябре 1941 года. Ей ли не помнить стенания матери. 

Никогда не забыть Лидии Романовне  Ямашевой, как ее занемогшая от болезни мама  причитала: «Це жнімець проклятий все відбив. Як же ж вони били нас, як били». Страшко Софья Михайловна, мать Лидии,  жила на Кавказе, оказалась их семья на оккупированной территории. Как не лишиться матери рассудка, оторвали от ее груди малолетнюю Сонечку, погрузили в теплушки, отправили работать в Германию. Тамошним фермерам завоеватели поставляли бесплатную рабочую силу. Соня  с подругой Марусей  побежали с эшелона при первой же возможности, но немцы догнали девочек, избили до полусмерти. Едва только встав на ноги, девочки предприняли вторую попытку сбежать, она была удачной, так, по своей воле и по воле судьбы они оказались  на Алтае, где обрели вторую родину, где живут их потомки.  Работали, как и все в годы войны, до седьмого пота, да только не на ненавистного фашиста. Свободолюбивая, сильная была мама у Лидии Ямашевой, вот и она в пьесе создала образ сильного председателя колхоза, которую за глаза все Семеном звали, так как она хоть и была Верой Семеновной, да характер имела волевой, мужской. Как же рыдал весь зал, когда ей в день объявления Левитаном о капитуляции гитлеровской Германии похоронку почтальон подала. Не рыдала  героиня Лидии Ямашевой, упала без чувств только тогда, когда от народа ушла. Проникновенно пела песню «почтальон»  Пирожкова Людмила Валентиновна. Как невыносимо тяжело почти ежедневно нести в дома горе.

Разве не свою маму представляла на сцене Цаан Лилия Савельевна?  Это ведь ее мать в 1941 оказалась в числе репрессированных немцев, сосланных на Урал. А на руках у нее три дочери: 1937,  1938 и 1940 года рождения. Принесла она как-то раз домой горстку пшеницы с колхозного склада. Не сама взяла, женщины, что там работали, пожалели ее голодных детей. Пожарила, наелись. Да только несмышленая дочка  болтушкой оказалась, поделилась радостью о вкусной еде. Маму чуть было не посадили в тюрьму за это. А в пьесе  девочки 12 – 14 лет работают на подготовке зерна к посеву, и мечтают, мечтают о том, как они наедятся вволю после войны. Очень правдоподобно сыграли своих сверстниц  Оля Харчевникова, Настя Тонких, Арина Шевцова, Наташа Пахомова.  Не верит, не хочет верить девочка, что не увидит больше своего отца.  «Но ведь чудо бывает?»,  спрашивает она с надеждой у Веры Семеновны. И та находит слова утешения. Дети войны. Только они знают, что кроется за этими словами. Горева Любовь Дмитриевна родилась через два месяца после того, как отец ушел на фронт. Мама Мартыненко Елены Борисовны  родилась в лихом 1941, тоже уже без отца. С молоком матери передалась им боль, живет в них неослабно.  Любовь Дмитриевна рассказывает: «В ноябре 1941 года отца призвали. На руках у мамы остались две девочки, да я еще в животе была. В феврале 1942 года пришло письмо от отца, что будет он проездом на соседней станции. Мама оставила новорожденную Любу на  малых дочерей, побежала к железной дороге только для того, чтоб увидеть в последний раз лицо любимого. Помахали издали друг другу рукой, и  больше свидеться не довелось. Погиб, лишь через много лет дочери смогли съездить на его могилу. Мама вырастила своих дочерей, сохранила им жизнь. А голод военных лет помнит даже маленькая Люба.

Мартыненко Елена Борисовна играла трактористку, а у меня перед  глазами стояла жительница села Аллак,  Коркина Анна  Спиридоновна.  Мы с учениками часто ходили в 70-е годы прошлого века к ней, слушали её рассказы о том, каково было ей, молодой девушке,   в годы  войны управляться с трактором.

Прекрасные образы совсем стареньких женщин создали Горева Любовь Дмитриевна и Черепанова Татьяна Алексеевна. Они так хорошо показали душу русского человека, душу светлую, умеющую даже в самых тягостных ситуациях найти место дружелюбному подтруниванию друг над другом.

Органично вписалось в спектакль красивое исполнение песен, частушек.  Умело были подобраны декорации: лес, колодец с ключевой водицей, амбар с пшеницей, скамейка с самотканой дорожкой. Виват самодеятельным артистам села Аллак под руководством  Капустиной Любови Александровны, Кузнецовой Олеси и Шевцовой Натальи! В зале присутствовало порядка 60 человек, что непривычно мало для нашего села. Поэтому я просила артистов повторить спектакль еще и в мае. Просто люди не могли предвидеть, что  произойдет творческое чудо. Вот как написала Ольга Анатольевна Гунько в группе села, что создана с помощью Вацапа.

«Хочу выразить огромную благодарность нашим артистам за спектакль. Очень хорошо сыграно, даже не верится, что это не профессиональные артисты. Почти все зрители выходили из зала с мокрыми глазами. Большое спасибо всем, кто был на сцене, кто поставил такой спектакль».

Ульянова Марина Николаевна — начальник соцзащиты, Захарова Светлана Николаевна – управляющая делами Администрации Каменского района,  Глава Аллакского сельсовета  Печенина Татьяна Владимировна вручали медали «75 лет победы в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг»  труженицам тыла: Паршуковой Татьяне Дмитриевне, Рыжковой Марии Назаровне, Соваренко Анне Федосеевне. Они приходили к ним в дом,  вручали награды и цветы, фотографировались с ветеранами. А Елкова Мария Яковлевна не дожила до своей очередной награды, медаль вручили ее дочери.

Людмила ПАРШУКОВА. Фото автора.


Новый этап конкурса

Первый этап конкурса «Рожденные в СССР» завершен. С 2020 года

мы начинаем новый этап данного творческого конкурса, который будет состоять из двух номинаций: «Рожденные в СССР» и «Рожденные в СССР. Победители».

В новую номинацию войдут работы, в которых будет отражаться история и жизнь людей в годы Великой Отечественной войны. Если у вас сохранились фото военных и послевоенных лет, письма с фронта, вы можете включить их в рассказ о своих близких и родных, прошедших войну.

Участвуйте в конкурсе, расскажите на страницах нашей газеты о событиях 1941-1945 годов. Давайте вместе сохраним историю Великой Победы и память о подвигах наших отцов, дедов, прадедов. Конкурсные работы будут приниматься до 1 июня 2020 года. Участники, чьи творческие работы войдут в число лучших и займут призовые места, будут награждены ценными подарками.

Главными условиями конкурса являются сюжетные снимки времен Советского Союза, где можно увидеть быт, одежду того времени. Особенно ценны будут фото времен Великой Отечественной войны или, когда родные возвращались с фронта.

И второе условие конкурса — интересный рассказ о тех, кто на фото. Мы ждем трогательные, захватывающие семейные истории, связанные с событиями и фотографиями советского времени.

Пишите на наш  электронный адрес:  izvestiya.gazeta@mаil.ru, на страницы в социальных сетях, присылайте или приносите в редакцию  (658700, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Первомайская, 37).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

  •  
    69
    Поделились
  • 1
  •  
  •  
  •  
  • 68
  •  
  •  
  •  
  •  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here