На календаре последний месяц 2019 года. Зябкая метель срывает легкие снежинки у постамента самолета Миг-21, многие годы охраняющего вход на КПП  воинской части. Возле него любят фотографироваться молодожены, реже выпускники школ, бывает, забежит стайка мальчишек. Но есть категория людей, для которых он больше чем символ и монумент. Это ветераны 96 учебного авиационного полка, посвятившие свою жизнь служению Отечеству в Военно- Воздушных Силах. У каждого из нас по-разному сложился послеармейский путь. Но есть день, который возвращает всех нас в прошлое – это день образования нашего родного полка.

Память – удивительная способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. С её помощью мы возвращаемся к событиям давно прошедших лет. Всякий раз, когда оживают воспоминания о том, теперь уже далёком времени, поражает именно подлинное, абсолютное, а не мнимое единство армии и народа, желание каждого сделать всё возможное для своей армии и укрепления обороноспособности страны. Вот как вспоминал эти события  человек, верой и правдой служивший своему любимому городу, людям, честно и самоотверженно трудившийся во имя своей мечты, воплотившейся в жизнь благодаря величайшему трудолюбию и неуёмной энергии и его самого, и возглавляемого им коллектива единомышленников. Этим человеком  был первый секретарь горкома партии г. Камня-на-Оби,  фронтовик,  полковник авиации,  Герой Социалистического Труда, Почетный гражданин Алтайского края и нашего города Евгений Ерофеевич Парфёнов. Его воплотившаяся мечта –  наш авиационный полк!

В период работы ХХIII съезда КПСС, в марте 1966 года, состоялось совещание в Генеральном штабе ВС СССР. Первый секретарь крайкома КПСС А.В.Георгиев, принимавший участие в его работе, сообщил делегатам с Алтая, что вопрос  об открытии БВВАУЛ решён.  «Сообщение было встречено с восторгом, – рассказывал Евгений Ерофеевич – но у меня как-то по-особому застучало в груди, и голову сверлила одна мысль: хоть бы один полк разместить в Камне…уж очень хотелось вернуть родному городу авиационный титул. Вернуть потому, что в годы Великой Отечественной войны в Камне была размещена одна из эскадрилий Сталинградского истребительного училища, в которой для фронта обучались лётчики. И надо сказать, авиаторов неплохо учили, так как из 17 Героев Советского Союза, жителей нашего города и района, четверо – лётчики».

И началась работа. Уже летом того же года в город Камень-на-Оби откомандирована группа ответственных лиц  Министерства обороны, с полномочиями на выбор места для строительства аэродрома. Сентябрь 1967г., 23 число. Прибывает передовая команда инженерно-аэродромного батальона, чтобы в январе 1968г., после прибытия всего личного состава батальона и техники,  приступить к работе. Из воспоминаний Е.Е.Парфёнова: «Тогда мы договорились: всё, о чём попросят военные для более успешного решения поставленной задачи, …для каждого из нас закон. Аэродром мы строили, как говорят, всем миром и в добром темпе. Одновременно возводились жильё и столовые, казармы и склады для размещения авиаполка и частей обеспечения».

Полк был сформирован в г. Купянске Харьковской области 12 октября 1969 года на базе 2-х авиационных эскадрилий самолетов ЯК-28. Его первыми руководителями были: командир полка – подполковник Дунаковский А. Д.; зам. командира полка по политчасти – майор Янгуразов Т. Э.; начальник штаба – майор Чечуков А. Я.

Перебазирование личного состава и авиатехники с аэродрома Купянск на аэродром Камень-на-Оби производилось в два эшелона:

  • воздушного в период с 14 по 26 сентября,

  • наземного с 28 сентября по 4 октября 1970 г.

Головные двенадцать самолетов ЯК-28 поднялись в воздух 14 сентября 1970 года. Первым на аэродром Камень-на-Оби приземлился самолет бортовой номер 32 с экипажем в составе командира полка подполковника Дунаковского А. Д. и штурмана звена ст. лейтенанта Доброго Э. С. Затем совершили посадку и другие экипажи. Остальные группы перелетели с трехдневным интервалом. 26 сентября 1970 г. последний самолет ЯК-28. № 36 поднял в воздух майор Горелик А. Г.

Вскоре благополучно завершился перегон всех самолетов, Прибыл технический состав и семьи, и началась обычная работа со всеми сложностями и трудностями. Надо былоразместить людей и имущество, привести в порядок всю технику (наземную и самолеты). Но, главное, надо было подготовить летчиков-инструкторов для обучения курсантов.

10 ноября 1970 года полк приступил к полётам, вначале в составе одной эскадрильи под командованием майора В.П. Акимышева, но уже в апреле 1971 года и 2-я эскадрилья (командир майор А.Г. Горелик) были подготовлены  в полном объёме к обучению курсантов.

И вот впервые в истории полка сразу же после майских праздников лётный состав приступил к обучению курсантов. Курсанты первого набора, показав прекрасные знания материальной части и особых случаев в полёте, успешно освоили лётную программу и осенью 1971 года сдали Государственные экзамены по лётной подготовке.

Две авиаэскадрильи проводили обучение на самолётах Як-28 и одна (базировалась в Славгороде) на Ил-28. В октябре этого же года эскадрилья Ил-28, под командованием В.Ф. Шайдурова перебазировалась  в г. Камень-на-Оби, и до конца 1977 г. полк  готовил курсантов на двух типах: 1-я и 2-я эскадрильи на Як-28 и 3-я на Ил-28.

Первый выпуск лётчиков-инженеров – это страница в летописи не только полка, но и авиационного города Камня-на-Оби! Полк становился неотъемлемой частью города, улицу Пушкина украсили  воинские дома-«пятиэтажки»,  в трудовые коллективы пришли высококвалифицированные специалисты – члены семей военнослужащих, увеличился объём работы у местного отдела ЗАГСа  по регистрации счастливых браков, в детских садах и школах возросло количество ребятишек. Крепли шефские связи и взаимовыручка между авиагарнизоном и предприятиями. Воины авиаторы стали неизменными участниками многочисленных городских мероприятий.  Все от офицера до солдата совместно с горожанами, к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, участвовали в строительстве (это была народная стройка) городскогомемориала Славы. Этого святого красивейшего памятника всем павшим землякам за свободу и независимость страны Советов.

А сколько радостей принесли каменской детворе и восхищения молодежи показательные прыжки парашютистов на воду группы летчиков во главе с большим любителем этого мужественного вида спорта командиром полка И. Д. Петрюком и начальником ПДС  Г. Я. Скутовым. Тогда на Обском пляже весь город собирался. Так  создавалась наша совместная история.

22 февраля 1973 года  полку   было вручено Боевое знамя части, а приказом министра обороны СССР от 1 мая 1973 г. был установлен ежегодный праздник полка 5 декабря.

Время шло, устаревала техника, менялись взгляды военного руководства на применение авиации, и в апреле 1982 г., в соответствии с принятым в Главном штабе ВВС решением, первая группа лётного состава убыла в г. Бердянск для переучивания на самолёт МиГ-21, параллельно шло переучивание инженерно- технического состава.  В  этом же году состоялся  последний выпуск курсантов  для фронтовой бомбардировочной авиации на самолёте Як-28.    Скажу от себя: это было грустное расставание, мы гордились своей машиной и восхищались  одновременно.

В 1983 году полк полностью был перевооружён на самолёты типа МиГ-21, а первая авиационная эскадрилья приступила к обучению 36 курсантов на этом типе самолёта. Продолжив обучение на следующий год, выпустила очередной отряд лётчиков-инженеров по профилю фронтовой истребительно-бомбардировочной авиации. Наступила эпоха Миг-21, она продлится девять лет и вместит в эти годы столько событий и судеб, описать даже часть которых – занятие непосильное ни мне, ни кому-то другому. Только курсантов-выпускников, унёсших в своём сердце воспоминания о пребывании в городе Камне-на-Оби, более тысячичеловек, а ещё офицеры и прапорщики, солдаты срочной службы, все те, кто исполнял свой воинский долг в нашем   авиационном гарнизоне.

Наши дети, родившиеся, или просто выросшие в Камне,  когда уезжают в другие города и веси, услышав в небе гул самолёта, вскидывают голову и вспоминают… Камень-на-Оби, наш авиационный городок. И помнят его, и любят его далеко за пределами Алтайского края, в том числе и потому, что он авиационный.

Мы же помним и то, что к исходу 1991года наш полк, как того требовало новое видение строительства ВВС, переучился на учебно-тренировочный самолёт Л-39, успев при этом вспомнить и Л-29.

Нам и сегодня еще трудно говорить про  90-е годы, они перемололи не только людские судьбы, армию, страну. 1991 год, события, произошедшие в этом году, разделили нашу жизнь на ДО и ПОСЛЕ.

Вначале полк ещё летал и, в составе Барнаульского ВВАУЛ, выполнял задачу по подготовке лётчиков для ВВС страны, но уже в 1997 году всё чаще стали распространяться слухи о расформировании училища. В январе 1998 года самолёты полка небольшими партиями стали перегонять на консервацию для длительного хранения в г.Славгород. Оправдались самые худшие ожидания: полк расформировывали.

В тот тяжёлый для всех нас день: 30 октября 1998 года на аэродром устремились все, чья жизнь так, или иначе была связана с родным сердцу полком. Самолёты последней группы уходили через город, максимально снизившись над ним,  и тем самым кланяясь ему, как артисты благодарному зрителю – за то, что он на протяжении 28 лет любовался их полётами.

Замечательные стихи любимого всеми авиаторами поэта  Феликса Чуева пронзительно точно передают чувства каждого, к кому мы сегодня обращаемся с поздравлениями, и чьими воспоминаниями делимся, в преддверии пятидесятой годовщины 96 учебного авиационного полка  Барнаульского ВВАУЛ.

Белый ветер за висками развивается

время молодости нашей – авиация.

Время честности, и чести, и содружества,

голубого, обжигающего мужества.

Но не зря Земля считает цветом нации-

тех, кто был, кто есть, кто будет в АВИАЦИИ!

И. ГУСЕВ, полковник запаса, ветеран  военной службы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
  •  
    81
    Поделились
  • 3
  •  
  •  
  •  
  • 78
  •  
  •  
  •  
  •  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here