Мой педагогический стаж составляет более 40 лет. Я учитель истории. В течение всей работы в школе занималась краеведением. Эта статья – результат моих исследований и учащихся, которые вместе со мной занимались краеведческой исследовательской работой в период с 1989 года по 2008 год в Гоноховской средней школе.

История образования Каменского района начинается в предреволюционные годы, когда были открыты первые школы в городе (1892 г.). Сельские дети обучались по желанию родителей священнослужителями при церквях. В связи с этим основное население города и района было практически безграмотным.

Формирование системы образования в Каменском районе и городе Камень началось после революции в соответствии с программой большевиков по ликвидации безграмотности. Но Гражданская война остановила этот процесс. Только после её окончания на территории района (конец 1919 г.) возобновилась работа по открытию школ в населенных пунктах.

Главной проблемой стала нехватка учительских кадров как в городе, так и в селе. Для обеспечения школ кадрами были открыты сначала курсы, а затем в 1930 г. – педагогическое училище, которое первоначально носило название «агропедтехникум». Постановление о его открытии принято 27 августа 1930 г.

Новая социалистическая школа находилась в творческом поиске. Двигаясь в революционном русле развития, «горячие» головы поддержали отмену урочной системы, наказаний в школе, пытались внедрить новые методы. Но практика показала отрицательный эффект от нововведений.

Начальная школа в с. Ключи Каменского района. 1967 г

Выделение района и города в самостоятельную административную единицу в 1924 году повлияло на развитие образования. Именно в 1924 – 1925 гг. было открыто наибольшее число классов, групп по ликвидации безграмотности, сельских школ. Для открытия школ использовали, в основном, дома раскулаченных, церковные помещения, помещения волостных управ. Строительство школ не велось, так как не позволяло финансовое положение района и страны в целом.

Переломным моментом в истории образования района становится 1930 год. 5 сентября 1930 года в районе прошла учительская конференция с повесткой: « Задачи в области культурного строительства в районе». Одна из задач была сформулирована следующим образом: «…введение всеобщего обязательного обучения и полная ликвидация неграмотности». На конференции было сказано и о том, что государство пока не в состоянии обеспечить всем необходимым школы, поэтому рекомендовали в каждом селе засевать 1-2 гектара пшеницей силами общества, и назвать эти гектары школьными. Планировалось убирать школьные гектары также с помощью населения, а полученные деньги от реализации направлять на ремонт школ и организацию горячих завтраков, на создание фонда малоимущим.

Передвижная выставка Каменского краеведческого музея в с. Корнилово Каменского района. 1972 год

Для того, чтобы поднять уровень агрономических и зоотехнических знаний населения, на этой же конференции рекомендовали изучать в школах агроминимум и зооминимум.

На конференции было сказано о том, что в течение 1930 – 1931 учебного года необходимо осуществить обязательное обучение детей 8-9 лет. Архивы Каменского района хранят отчеты инспекторов отдела образования района о результатах посещения школ. Без внимания не оставили ни одной школы района, даже отдаленной. Учитывая вид транспорта, который существовал в то время (конная упряжь), можно сказать, что проделана была огромная работа.

А отчеты сохранили очень интересные сведения. Приведу некоторые. Так, в акте обследования от 6 сентября 1930 г. Подветренно – Телеутской школы говорится следующее: «Подлежит обучению 118 детей от 8 до 15 лет. Создано 4 группы. Плана работы в школе нет».

Акт обследования Самарской школы от 12 октября 1930 г. : «В школе обучается 78 детей, работают 2 учителя в 2 смены. Посещаемость 90%, топлива в школе нет».

Из акта обследования Сопляковской (Обской) школы от 8 ноября 1930 г.: «Плана работы школы нет, горячих завтраков нет, топлива практически нет. 48 детей в школу не ходят». В этих же актах отмечено, что не все учителя имеют отдельные квартиры и чаще всего живут на квартирах в качестве постояльцев. Указывается, что основная причина непосещения школ детьми – отсутствие одежды, обуви, канцелярских принадлежностей, нет учебников, дети вынуждены помогать родителям по хозяйству. Указывается проблема подвоза детей в школу из окрестных деревень. Так, в Гоноховскую школу возили 70 детей на конях, размещали у родственников.

Передвижная выставка Каменского краеведческого музея в с.Корнилово Каменского района. 1972 год.

Но все же в статистическом отчете по состоянию на       1 января 1931 г. отмечается, что в целом обучением охвачено 3965 детей.

Очень важной проблемой по-прежнему была нехватка учительских кадров. Так, в 1930-31 учебном году в районе работал только 1 учитель с высшим образованием. После педтехникума работало 3 учителя, со средним образованием – 76 учителей и с начальным общим – 37 человек.

Отчеты сохранили много интересных сведений о жизни школ в то непростое и далекое время. Так, в школах была пятидневка, сельские дети учились по особым учебникам. Книга для чтения в начальной школе называлась «В колхозы», а для города –«В стране свободного труда». Уроки длились 45 минут. Учебный план школы включал такие предметы: математику, физику, историю, химию, географию, труд, естествознание, родной язык, физкультуру. В каждой школе работали кружки. Напрмер, в Гоноховской школе работал драмкружок, хоровой, музыкальный (игра на инструментах), авиамодельный, литературный, физкультурный.

Средняя школа в совхозе Боровой с. Прыганка Каменского района. 1973 год

Интересные сведения хранят приказы заведующего районным отделом образования. Так, приказ №13 от         5 марта 1933 г. называется: «Об отсеве учащихся». Заведующий указывает на недостаточную работу школ по выполнению закона об обязательном начальном обучении. По итогам года отсев учащихся составил 35 процентов.

Приказ №20 за этот же год называет ряд проблем, которые характерны для всех школ района:

  • родители уделяют недостаточно внимания школе, нет борьбы за качество учебы, за воспитание сознательной дисциплины;

  • некоторые школы отказываются принимать на обучение недисциплинированных учащихся, стараются избавиться от них.

Приводятся такие факты. В Гоноховской школе за 1933-1934 учебный гол исключено 4 человека за драку и табакокурение, в Сопляковской школе – 5 человек, в Мало – Богатской школе – 3 человека.

Школа № 8 г.Камня-на-Оби. 1969 год.

1934-1935 год прошел, по видимому, успешно, так как впервые встретился приказ о награждении учителей. Награды были следующие: занесение в районную Книгу почета, поездка в Москву, путевка в санаторий, дом отдыха, награждение грамотой, вещами, тканью.

Из отчета заведующего районо за этот же год видно, что в городе и районе работало 66 начальных классов, в которых обучалось 7238 детей. В 5-7 классах обучалось1530 детей. В Камне работала 1 средняя школа, в которой обучалось 1050 детей. В районе открыли дошкольный интернат, дом для беспризорных детей, 2 детских дома, 1 трудовую коммуну.

В архивных документах отразилось, что зарплата учителям, в основном, выплачивается вовремя, квартирами учителя обеспечены удовлетворительно. Всего в районе и городе на конец 1935 года работало 257 учителей. Коллективы были небольшие, так как преобладали начальные школы. На конец 1935 – 1936 учебного года в  1-4 классах обучалось 10747 учащихся, в 5-7 – 2795 учащихся, в 8-10 – 179.

Средняя школа в с. Поперечное Каменского района Алтайского края. 1969 год

Перед войной был принят закон об обязательном семилетнем образовании, но Великая Отечественная война помешала его претворению в жизнь. После войны закон был выполнен и 24 декабря 1958 года Верховным Советом СССР принимается закон о переходе к обязательному 8-летнему образованию.

1965 год можно считать рубежным в развитии образования района. Политика укрупнения хозяйств отразилась на образовании в том, что из маленьких сел начали переселять людей на центральные усадьбы и в них закрывали начальные школы. Так, в 1965 году закрыли Лебединскую, Соколовскую, Краснокаменскую начальные школы. В 1969 году – Кокоринскую, им. Розы Люксембург, Красноплакатскую, Зайсанскую начальные школы. Но одновременно с этим на всех центральных усадьбах стали открывать средние школы. К 1965 году их стало 9, а в 1969 году открыли среднюю школу в селе Луговое.

В целом 70-80-е годы были временем развития творчески работающих педагогических коллективов во всех школах города и района. Эталоном служили педагогические коллективы Новоярковской, Столбовской, Корниловской, Рыбинской, Луговской школ.

Дальнейшие изменения в образовании связаны с перестроечным временем. Работать школам приходилось в сложных условиях. Слабое финансирование сказывалось во всем. Так, на ремонт школы (я в этот период работала директором) отпускали только 200 кг извести. Все остальное директор должен был добыть сам. Выручали родители, выпускники школ, спонсоры.

Новая средняя школа в с. Крутиха Каменского района. 1965 год

Но, пожалуй, еще сложнее было работать в период начавшейся оптимизации образования, когда пришлось сокращать людей по причине того, что указывались жесткие финансовые рамки фонда зарплаты. Все же через некоторое время государство возобновило финансирование школ через различные гранты, программы. Так, в школу пришли компьютеры, интерактивное оборудование.

Насколько эффективны происходящие сегодня изменения в этой области – покажет время.

В статье использованы архивные материалы из фондов отдела администрации Каменского района по делам архивов, Комитета по образованию Каменского района.

Т. ПАНФИЛОВА, Ветеран педагогического труда, Почетный работник образования, победитель конкурса лучших учителей России, Лауреат премии Губернатора Алтайского края им. С. Титова.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

 

  •  
    21
    Поделились
  • 1
  •  
  •  
  •  
  • 20
  •  
  •  
  •  
  •  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here