9 июля в Камне-на-Оби прошло совещание по проблеме «мусорной» реформы в нашем регионе, в котором приняли участие представители правительства Алтайского края, регионального оператора, администраций муниципалитетов, входящих в так называемую Каменскую зону, главы сельсоветов.

Совещание проводили министр строительства и ЖКХ Алтайского края Иван Гилев и Сергей Бас, заместитель генерального директора ООО «Оператор Эко-Сфера» — организации, курирующей работу региональных операторов в Каменской и Рубцовской зонах.

— Сегодняшняя встреча проходит в рамках зональных выездов, — сказал Иван Гилев. — В Алтайском крае семь зон размещения ТКО, в каждой есть свой региональный оператор. На таких совещаниях мы ставим задачу построить диалог не только с руководителями районов, но и с главами местных органов самоуправления — сельсоветов, которые работают с региональным оператором. Нам очень важно увидеть, как взаимодействуют эти инстанции. Реформа сложная, новая, есть ряд трудностей, которые необходимо оперативно решать. Конечная задача нашей поездки — выстраивание взаимоотношений регионального оператора и органов власти на местах.

Начав совещание, министр строительства Алтайского края вкратце рассказал о сути реформы в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также об основных проблемах, с ней связанных. Все взаимоотношения в треугольнике «потребитель — регоператор — органы власти» сегодня пока только налаживаются.

Главной задачей министр строительства назвал распределение полномочий регионального оператора, органов власти и самих граждан в соответствии с законодательством. Так, организация контейнерных площадок возложена на местное самоуправление (сельсоветы или управляющие компании), а задачей оператора является неукоснительное соблюдение графика вывоза ТКО.

— Губернатор Алтайского края озвучил готовность финансовой помощи районам в части организации контейнерных площадок, — подчеркнул Иван Гилев. — Но при этом должны быть соблюдены некоторые условия. Например, схема размещения контейнерных площадок должна быть составлена так, чтобы соответствовать требованиям и не вызывать социальной напряженности.

В то же время присутствующие на совещании главы сельсоветов выразили сомнения по части организации контейнерных площадок в селах. В сельской местности преимущественно одноэтажная застройка, протяженность улиц — более километра. Индивидуальные емкости возле каждого дома главами сельсоветов видятся лучшим решением проблемы. Специфика сельской местности подчас делает невозможным обустройство контейнерных площадок согласно современным требованиям. Нарекания прозвучали также в адрес регионального оператора, который не всегда в состоянии технически соблюдать существующий график вывоза ТКО.

— Если региональный оператор не соблюдает график, то он нарушает существующее соглашение, — прокомментировал данный тезис Иван Гилев. — В принципе, это может являться основанием для расторжения договора между министерством строительства края и региональным оператором. Но стоит отметить, что поспешные решения не пойдут на пользу. Если расторгнуть договор с регоператором при первом же малейшем поводе, следующий оператор попадет на тот же неокрепший фундамент выстраиваемых взаимоотношений. И те же проблемы начнут повторяться. Наша задача —создать возможность для регионального оператора, жестко его контролируя, наладить работу и осуществлять свои функции правильно. Общаясь с руководителем ООО «Линетт» и других региональных операторов в других зонах края, я пока не вижу умышленных систематических нарушений, которые вызваны нежеланием качественно работать. То есть, существует ряд объективных факторов, которые необходимо преодолеть.

Также министр строительства согласился с тем фактом, что логика законодательства в сфере обращения с ТКО преимущественно ориентирована на города и многоквартирные жилмассивы.

— Конечно, на улице с одноэтажными домами оборудовать контейнерную площадку каждые 500 метров, до которых еще нужно дойти, не очень удобно, — отметил Иван Гилев. — Механизмы здесь возможны разные. Некоторые операторы сейчас обсуждают пути решения этой проблемы. Можно договориться с регоператором по вывозу индивидуальных емкостей. Это не совсем соответствует законодательству, но если это возможно сделать оператору и удобно людям, то министерство строительства будет только содействовать.

Однако и в подобном соглашении между потребителями и региональным оператором есть подводный камень — прокуратура явно будет требовать исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО, которое обязывает обустраивать контейнерные площадки. Следовательно, необходима законодательная инициатива.

Отдельным предметом для разговора стала проблема сбора оплаты с населения. При том, что в Каменской зоне достаточно лояльный тариф — в среднем менее 40 рублей с человека, однако на сегодняшний день собираемость составляет всего 26 процентов. При таких условиях регоператор долго работать не сможет: накопит долги, потеряет субподрядчиков, не сможет платить сотрудникам.

Озабоченность министра строительства прокомментировала и. о. главы Каменского района Евгения Гордиенко, присутствовавшая на совещании в составе президиума. Она особо подчеркнула, что для граждан принципиально важны две вещи: соблюдение графика вывоза мусора, а также абсолютная ясность в оплате услуг оператора. Действительно, для многих потребителей принцип публичной оферты до сих пор остается неясным. И многие столкнулись с необходимостью платить сразу за несколько месяцев — при этом оператор действительно не всегда справляется с существующими объемами работы.

Также на вопросы присутствующих ответил заместитель генерального директора ООО «Оператор Эко-Сфера» Сергей Бас. Он отметил, что Каменская зона, несомненно, имеет специфические проблемы. Они связаны с малой плотностью населения, отсутствием крупных городов и преобладанием сельской местности.

— До 1 января 2019 года в большинстве сел услуги по вывозу мусора не оказывались, — отметил представитель ООО «Оператор Эко-Сфера», курирующего работу регионального оператора нашей зоны. — Для жителей села реформа в сфере обращения с ТКО — это нечто новое, а новое не всегда воспринимается как положительное. Кроме того, не все понимают разницу между твердыми коммунальными отходами и твердыми бытовыми отходами. Мы являемся операторами по обращению с ТКО. Грубо говоря это то, что остается от купленных в магазине товаров, в том числе крупногабаритный мусор. Обращение с ТБО остается в компетенции органов местного самоуправления, а к бытовым отходам относятся зола, навоз и прочее. Именно этот спектр в сельской местности преобладает, поэтому до сих пор существует недопонимание между потребителем и оператором.

«Мусорная» реформа в действии, однако для ее отладки потребуется время и, как показала встреча, — законодательные инициативы на федеральном уровне, чтобы окончательно отредактировать правовую базу реформы оптимальным для любой местности образом.

Максим ПАНКОВ. Фото автора.

P.S. Буквально на днях ООО «Линетт» в Камне-на-Оби за счет головного офиса в Новосибирске приобретено несколько новых единиц техники: два КамАЗа и автомобиль УАЗ с тентом для боковой загрузки. В связи с расширением технических возможностей ООО «Линетт» планирует изменить график вывоза ТКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here