Арсений Щеглов из Камня-на-Оби успешно проходит обучение с применением дистанционно-образовательных технологий.

— Такого не может быть, это не для нас, обман какой-то, — категорично утверждала Лариса Щеглова, мама Арсения, когда ей пять лет назад неожиданно позвонили специалисты Краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов. Это сейчас мама спокойно наблюдает за тем, как сын свободно общается с педагогом по скайпу и отправляет на проверку отсканированные домашние задания, а раньше она и предположить не могла, что обучение для ребенка с ограниченными возможностями может быть доступным и беспроблемным.

На сегодняшний день в Краевом центре дистанционного образования обучаются трое каменских ребятишек, в их числе и Арсений.

ОТ СЛОЖНОГО К ПРОСТОМУ

Наша встреча с мальчиком состоялась у него дома в уютной, светлой комнате во время урока математики. Занятия уже подходили к концу и с экрана компьютера виднелось улыбчивое лицо учителя, диктовавшего домашнее задание. Арсений внимательно слушал и аккуратно записывал страницу учебника и номера упражнений в дневник.

— Дневник? У него есть дневник? — подумалось мне, — учебники, тетради… Все как в обычной школе.

— Арсений, у тебя есть ко мне дополнительные вопросы? Тебе все понятно на данном этапе? — спросила учительница.

— Мне все понятно! — ответил он.

— Тогда урок окончен, до скорой встречи!

Сеня полностью убрал свое рабочее место и повернулся к нам. Немного стесняясь, проговорил: «Здравствуйте!».

— Здравствуй! Арсений, все твои уроки проходят за компьютерным столом?

— Да, во время урока я нахожусь здесь, — ответил он, — сейчас была математика, следующий урок физкультура, потом внеклассная деятельность. С учителем общаюсь по скайпу. Она задает вопросы, я отвечаю, мне оценки выставляют в конце занятия. Домашние задания задают. Мне нравится так учиться. Хотите посмотреть мой дневник?

— С удовольствием! — отвечаем мы.

Листая важный школьный документ, замечаем, что среди оценок нет «неудов», в основном, «4» и «5». По словам школьника, дневник он заполняет сам, оценки выставляет в конце каждого урока, а вот домашние задания записывает в отдельную тетрадь, потому что не все помещается.

Так как Сене было необходимо готовиться к следующему уроку, Лариса Сергеевна пригласила журналистов на кухню, где рассказала, почему она приняла кардинальное решение перевести сына на дистанционное обучение.

— Несмотря на то, что у Арсения ДЦП, его интеллект сохранен и поэтому мы решили идти в первый класс в самую обычную школу, — начала рассказ Лариса Щеглова, — естественно, прошли всех врачей, нам рекомендовали коррекционный класс. Мы полностью готовы! Тем более до школы Арсений ходил в «Умницу» к Ирине Чахловой, и я была уверена, что все будет хорошо. В один прекрасный день мне позвонили из центра дистанционного обучения, представились и начали рассказывать о том, как у них обучаются дети с ограниченными возможностями. Я когда слушала, подумала еще, что это все нереально, меня разыгрывают, да и вообще, мы в школу пойдем и точка! Примерно так им и ответила. Удивилась, когда мне не стали возражать и попросили записать их номер на всякий случай. Я не записала и благополучно забыла о звонке.

Самое трудное время началось у семьи Щегловых в тот момент, когда Арсения не взяли в коррекционный класс СОШ №3 и отправили учиться в лицей №4, так сказать, по месту жительства. Буквально с первых дней первоклассник столкнулся с рядом трудностей, и если для любого другого ребенка они не существенные, то для Арсения все было серьезно.

Школа от дома недалеко, но дорога оставляла желать лучшего. Все ямки и кочки превратились в непреодолимые преграды для ребенка. Арсений хромает на правую ногу, плохо держит равновесие, поэтому по дороге часто падал и в школу приходил с разбитыми в кровь коленками. Первое время его водила бабушка, однако в школе ученика подстерегали новые опасности.

— На переменах дети бегают, не обращая внимания ни на кого. Сенечку постоянно сбивали с ног. Вы же понимаете, что он ребенок и тоже хочет играть на переменах как все, но этого не получалось. В классе к нему относились очень хорошо, с учителем и одноклассниками проблем не было, но при большом скоплении детей он терялся, не мог сосредоточиться, — говорит Лариса Сергеевна.

Так Арсений отучился в первом классе, за ним последовал второй и третий, там оказалось еще сложнее. Многое стал недопонимать, отставать. Здесь-то мама и решила перевести сына на домашнее обучение. Они договорились с преподавателями, что сами будут ходить в школу, но занятия будут индивидуальные. Программа осталась та же «Школа России».

Лариса Щеглова поясняет: «Мы думали, что теперь все будет на «5+», но не тут-то было. Оказалось, что домашних заданий стало больше. Увеличилась нагрузка на ребенка и родителей. Я не могла, как преподаватель, объяснить тему и донести ее правильно. Для этого нужно специальное образование. Часов учителям давали очень мало. В общем, все стало только хуже. И тут мне на глаза попадается материал в газете «Каменские известия» о том, что мальчик, у которого те же проблемы, как и у Арсения, обучается дистанционно в Краевом Центре. Меня как осенило, вспомнила о звонке из этого самого центра.., а телефон-то не записала. Нашла контакты через Интернет и решилась на звонок. Вы не представляете, как мне были рады, сказали, что ждут нас уже давно. Спрашиваю, можно нам с 5 класса начать обучение? В ответ: Давайте начинать сразу после новогодних каникул, пусть с середины 4 класса, чтобы к пятому он был готов ко всей системе».

НЕРЕАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

С этого звонка не прошло и недели, как в дом Щегловых прибыли гости из Барнаула с огромным количеством необходимой техники для обучения. Специалисты центра установили компьютер, подключили веб-камеру, принтер, сканер, наушники, колонки. В комплект вошли: фотоаппарат, графический планшет, цифровой микроскоп, комплект датчиков для проведения опытов, учебники и др.

В Алтайском крае на протяжении десяти лет существует система дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями и эта система государственная, т.е. совершенно бесплатная. Учиться могут все, кто имеет инвалидность, не затрагивающую интеллект. На время обучения ребенка в Краевом центре дистанционного образования предоставляется комплект оборудования, также бесплатно. Весь учебный процесс осуществляют высококвалифицированные педагоги. Занятия индивидуальные. По сути, такой вид обучения мало чем отличает ребятишек от обычных школьников. Даже аттестат об образовании выдается стандартный.

— Когда нам подключили все оборудование, я запереживала, что сыну будет сложно со всем справиться, однако он освоил все намного быстрее чем я, — с улыбкой говорит Лариса, — все так завертелось, Арсений быстро влился в учебный процесс. Мы идем все по той же программе, у нас те же учебники и здесь совершенно другой подход к ребенку. Педагоги, что немаловажно, подготовлены к особенным детям. Чувствуется сила преподавания. Во время урока идет активное общение, у него имеется виртуальная доска, где учитель дает ему задания для выполнения. Они проводят работу над ошибками, все обсуждают. Рабочие тетради в компьютере. Урок длится 40 минут. Расписание полностью адаптировано под Арсения.

— Мама, я со всем справляюсь! — заходя в кухню, сказал Арсений и присел на диванчик.

— Арсений, нам очень интересно, как у тебя проходят уроки физкультуры и ИЗО?

— На физкультуре мы говорим о спорте, обсуждаем футбол. На рисовании я рисую, а потом сканирую свою работу и отправляю учителю или просто показываю онлайн.

Из дальнейшего разговора мы узнали, что на урок литературы и внеурочной деятельности педагог берет по 3-4 ученика. Одноклассники при этом видят друг друга и могут общаться.

Одноклассники? — спросите вы. Да, самые настоящие. У класса есть классный руководитель. По словам Арсения, у него много одноклассниц, с которыми он общается в соцсетях и по скайпу, переписывается, совместно создают чаты для бесед в ватсапе.

БУДУ АРТИСТОМ

— Расскажи нам о себе, Арсений, у тебя есть увлечения, хобби?

— Мне 12 лет, и я учусь в 5 классе. Больше всего люблю математику. Раньше она мне не нравилась, а сейчас у меня хорошая учительница. Когда она говорит, я все понимаю. Еще люблю рисовать по точкам. (Арсений заранее принес альбом с рисунками). Когда нет уроков и на улице хорошая погода, гуляю, играю с друзьями.

— Кем ты мечтаешь стать, когда вырастишь?

— Водителем хотел быть, массажистом, а теперь артистом.

— Всей семьей смотрели сериал «Сваты», вот он мне и сказал, что будет — артистом, — говорит мама, — есть у него свой кумир — Федор Добронравов. Конечно, планируем после 11 класса получить профессию, но как это будет, пока говорить рано. Надеемся, что все получится. А если откровенно,  то я очень сильно сожалею о том, что не последовала совету специалистов центра и не использовала возможность обучать ребенка дистанционно с 1 класса. Недавно нас пригласили посетить лагерь «Лицейская дача» в селе Алтайское. Представляете, у них продумана организация работы даже в летнее время. Планируем поехать.

Ирина СПИРИНА.

P.S. Связаться с руководителем краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов можно по телефону 8-385-2-68-10-63. По номеру 8-385-2-68-02-22 вам ответят методисты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here