Жизнь театра широко шагнула, он не «придушен» киноискусством и продолжает двигаться вперед, увлекая за собой все большее число театралов.

Несмотря на то, что Камень-на-Оби, казалось бы, удален от богемной жизни западной части России, история развития театра в городе невероятно интересна и многогранна. В фондах Каменского районного краеведческого музея хранятся документы, фотографии, старые афиши и программки, доказывающие, что театральное искусство, тогда еще села Камень, берет свое начало в дореволюционное время.

Из воспоминаний Кузьмы Чкалова, руководителя изостудии (1922г.): «В 1904 году по инициативе приказчика Антона Курова был организован публичный любительский театр. Он не имел специального помещения и выступал по воскресеньям в здании 2-х – классного училища, заброшенного на задворки города. Беднейшая часть населения живо интересовалась постановками, но театр просуществовать долго не смог из-за отсутствия средств и поддержки Земства».

Известно и то, что после распада через год театралы воссоединились вновь. На свои скудные сбережения приказчики взяли в аренду дом купца Миловидова, где ставили спектакли, но вскоре и вторая попытка потерпела фиаско все по той же причине. После «падения» театральная жизнь города ушла в тень и только в 1914 году, в летнем кинотеатре, расположенном в березовой роще, потихоньку начали играть драмы. Одним из организаторов и участников постановок был все тот же винокуровский служащий Куров. Вплоть до 1919 года в Камне работал и электротеатр «Лира», его владельцем был зять Винокурова, Всеволод Петкевич. Первая мировая и Революция — это время затишья для каменского театра, а вот после Гражданской войны жизнь стала стабилизироваться и у жителей снова появилась тяга к «забытому» искусству.

Из воспоминаний Зинаиды Калиш, дочери учителя В. Голованова, работавшего вместе с революционерами Ляпустиными: «Жизнь в Камне била ключом. Началась еще одна революция — культурная. Провинциальные актеры Камский и Сергеева организовали Каменский народный театр. Он размещался в доме купца Пудовкина. Пьесы ставили два раза в день. Вход свободный. Зрителей, разумеется, пруд пруди. В зале и на сцене душно. Изнывают от жары и тесноты зрители, хрипнут от 12-16 часового рабочего дня актеры. Но ни те ни другие не сдают позиций. Помню, когда актер, исполняющий роль Емельяна Пугачева, клал голову на плаху и поднимался огромный топор палача, в зале слышались рыдания. Затем темнота, стук топора и обезглавленное тело. После столь «реалистичных» подробностей отец запретил мне посещать театр, так как я начала вздрагивать и кричать во сне».

После прочтения этих строк, сидя в старинном помещении краеведческого музея, невольно начинаешь оборачиваться… Через почти сто лет осталось небывалое ощущение присутствия на том самом спектакле… Забегая вперед, отметим, что Каменский народный театр существует и сейчас. Правда, он претерпел изменения, но самоотдача актеров на сцене и кропотливая работа режиссера остаются неизменными.

В 20-е годы Камень перед премьерами пестрил яркими афишами «Сегодня водевиль и дивертисмент» (увеселение, развлечение) — гласили они. В «Народном доме» (дом купца Винокурова) также ставили спектакли. Имелся городской театр, малороссийский кружок любителей театра и украинская любительская труппа. Представления были на любой вкус и цвет. Актеры — обычные люди рабочих профессий без специального образования.

ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Однако публику радовали не только местные театралы. На каменских сценах выступали профессиональные коллективы. Так, на открытие Дома культуры 4 октября 1929 года в город приехала новосибирская труппа. В течение месяца, каждый день, при полном аншлаге они ставили спектакль «Огненный мост». Чуть позже по распоряжению из Москвы населенный пункт посетили артисты Брянского театра.

С 1938 по 1942 г.г. в составе актеров городского драмтеатра играет заслуженный деятель искусств РСФСР Мара Генералова. В годы Великой Отечественной войны в Камень-на-Оби эвакуирован Государственный драматический театр с Украины. А вот с октября сорок пятого начался творческий сумбур. Менялись названия театров, руководители Дома культуры и главные режиссеры, актеров-любителей заменяли профессионалами и наоборот. Репертуар был «разбросан», ставились пьесы Мольера, Шекспира и Шиллера, затрагивали Чехова и Горького. В 1947 году Александр Волжин создает совершенно новый театр, взамен старого. После него дела продолжает на безвозмездной основе Александр Сотников. Именно при нем театр получает заслуженное звание «народный». Со временем Сотников отходит от театра и на его смену заступает супружеская пара из г. Междуреченска — режиссер Дмитрий Бурдель и актриса Тамара Прудникова. Согласно информации, предоставленной сотрудниками Каменского районного краеведческого музея, Тамара Петровна шила костюмы для спектаклей сама из одежды священнослужителей, конфискованной в годы установления Советской власти при разрушении церквей в 20-е годы. Только в 1971 году Каменский народный театр под руководством Бурделя дает 59 спектаклей, по району — 45. Это не три и не пять за год, а еженедельные постановки с полной актерской самоотдачей. В зрительном зале царил ажиотаж, было обслужено более 17 тыс. жителей города и района. Уже тогда главные роли в пьесах отданы Владимиру Карагодину, Александру Пырьеву, Людмиле Волжиной, Галине Назаровой, Борису Хардину и др.

Театральная революция в Камне продолжилась и в то время, когда режиссером народного театра стал Владимир Карагодин. Со своей труппой он ставит «Тартюф», «Именем Революции», «Дело, которому ты служишь». Со спектаклем по одной из лучших пьес драматурга Виктора Розова «С вечера до полудня» на зональном смотре в Омске коллектив получает Диплом I степени, а на краевом смотре в Барнауле завоевывает звание Лауреата. Работа кипела, актеры трудились не покладая рук, они не жалели ни себя, ни зрителя, выдавая с каждым представлением очередной шедевр.

Так уж случается, что все хорошее когда-нибудь заканчивается. После трагической смерти Владимира Ивановича Каменский театр закрыл свои двери для посетителей, естественно, потеряв звание «народный». Десять лет понадобилось для того, чтобы принять решение о возрождении театрального искусства на каменской земле. В 1998 году Любовь Карагодина под своим крылом собрала театралов. Коллектив стал называться «Возрождение». Первый спектакль — пьеса Островского «Не все коту масленица». Звание труппа вновь завоевала в 2003 году. Важным событием для актеров и режиссера стала награда в виде первого места в краевом театральном смотре «Театральный разъезд». В 2012 году судьба театра снова оказалась под ударом, Любовь Ивановна ушла на заслуженный отдых. Кто же возьмёт на поруки детище, которому в совокупности порядка 115 лет?

Продолжение в следующем номере газеты.

Ирина СПИРИНА. Фото из фондов Каменского краеведческого музея, Дмитрия ПРОСКУРИНА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Руководитель изостудии наверно всё таки Кузьма Чукалов, в музее много его работ.

Добавить комментарий для Николай Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here