Краевой центр дистанционного образования детей-инвалидов был создан восемь лет назад. И за все время его существования лишь трое каменских ребят Кириллвоспользовались его услугами. В начале недели мы побывали у одного из них.

«ЗВОНОК» НА УРОК

Когда мы подъехали к дому Кирилла Расторгуева, урок литературы уже подходил к концу. Дверь открыла мама Кирилла—Светлана Романовна. Проводила нас в комнату сына, где мы некоторое время наблюдали за образовательным процессом. Учитель литературы и русского языка Галина Сухорукова предложила ученику прочитать текст, в котором числительные обозначены цифрами. Кирилл дважды перечитал написанное, расставляя акценты на правильное произношение окончаний в больших цифрах. Весь урок проходил в небольшой уютной комнате. Вместо парты—компьютерный стол, связь с учителем—через скайп. Подведя итог урока, Галина Александровна задала домашнее задание и попрощалась с учеником до следующего сеанса связи. А состоится он точно по расписанию, которое составлено специально для Кирилла на всю неделю.

Еще до того, как нам удалось поговорить  с Кириллом, мы отметили, что одет он, как настоящий старшеклассник обычной образовательной школы—строгий костюм, светлая рубашка, галстук. Не скрою, мелькнула мысль, что школьная форма была надета специально к нашему приезду. Ан нет, оказалось, что, начиная с 5-го класса, Кирилл (сейчас он уже в 10-м) каждый день выходит на видеосвязь с учителями Алтайского краевого педагогического лицея-интерната именно в таком виде—как обычный опрятный школьник.

В нашем распоряжении оказалось лишь несколько минут, поскольку за уроком литературы следовала физическая культура. Воспользовавшись переменкой, мы попросили Кирилла рассказать о себе:

—Сначала я учился в школе № 1 с первого по четвертый классы,—говорит Кирилл.—У меня был отличный учитель—Елена Николаевна Дука, которую помню до сих пор. В пятом классе обучение не сложилось. Нам ничего не оставалось, как согласиться на дистанционное обучение.

Кирилл с удовольствием продемонстрировал свое рабочее место, оборудованное современной техникой. Здесь компьютер, микрофоны, сканер, на котором он сканирует тетради с домашним заданием, затем отправляет по скайпу на проверку, акустическая система, принтер, графический планшет и т. д. Все это оборудование было предоставлено Кириллу совершенно бесплатно.

—Я ничуть не жалею, что перешел на дистанционное обучение,—продолжил Кирилл.—С двух лет я уже знал, что такое компьютер, смотрел развивающие мультфильмы. С шести лет я уже сам научился им пользоваться.

Большинство увлечений Кирилла связаны с компьютером. Очень любит играть в развивающие игры. Занимается самообразованием. Самостоятельно освоил технологию «прошивки» телефонов системы андроид. Может переустановить систему, «закачать» программу, установить драйвера и т. п. Свое будущее связывает с программированием. И тем не менее, находит время, чтобы покататься с горки зимой, летом отдохнуть на природе. Последние три года с удо-вольствием посещает бассейн.

—Я и представить не мог, что когда-нибудь научусь плавать,—говорит наш герой.—Всегда очень боялся воды. А сейчас я свободно владею тремя видами плавания. Могу достать предметы со дна бассейна.

Еще Кирилл любит посещать «Лицейскую дачу», которая находится в с. Алтайское. Каждый год в летнее время его приглашают в этот учебно-оздоровительный лагерь, который находится в живописном месте среди уникальной природы Алтайских гор.

Кириллу есть с чем сравнивать—обучение в общеобразовательной школе и дистанционное образование. Во втором случае гораздо больше плюсов  для него. Не надо ходить в библиотеку за нужными для уроков книжками. Достаточно найти литературу в Интернете, при необходимости распечатать ее. Гораздо лучше усваивается информация, когда никто не мешает. Да и памятны те дни, когда приходилось в зимние морозы с большим трудом добираться до школы.

Так незаметно пролетела переменка и вот уже раздался звонок по скайпу, призывающий на совместное занятие по физкультуре.

РЕЗУЛЬТАТ—НАЛИЦО

А мы со Светланой Романовной переместились на кухню, чтобы не мешать Кириллу. Там и продолжили беседу. Она призналась, что не сразу согласилась на дистанционное обучение. Кирилл родился с ДЦП, при этом ей постоянно приходилось доказывать, что его инвалидность, проблемы с физическим здоровьем, никак не отразились на его умственных способностях. Ребенок с сохраненным интеллектом мог и должен был получить полноценное образование без каких-либо снисхождений и упрощений. Сама педагог по образованию, она выдвигала требования учителям, контролировала весь учебный процесс. С рождения старалась адаптировать сына в социальной среде. В начальных классах водила на кружок рисования в центр допобразования, старалась, чтобы ее сын принимал участие во всех мероприятиях. И пока мальчик учился в начальной школе, ему удавалось добиваться успехов в учебе. Проблемы начались в среднем звене. Не было взаимопонимания с учителями. Приходилось нанимать репетиторов, сиделок, пробовать обучение на дому. Все это, по мнению Светланы, не давало нужных результатов. Она понимала, что если допустить пробел в образовании, то будет очень сложно его восстановить.

Теперь она с благодарностью вспоминает сотрудников соцзащиты, которые настойчиво рекомендовали обратиться в краевой центр дистанционного образования. Связавшись с заместителем директора, она сразу же озвучила свои условия, в которых не должно было быть никаких поблажек и послаблений. И Кирилл приступил к дистанционному обучению. За все пять лет у него не было ни одной «тройки» в четверти. Он каждый год участвовал в различных предметных олимпиадах, конкурсах. Его «портфолио» уже сейчас переполнено различными грамотами, дипломами регионального и всероссийского уровней.

На сегодня Светлана воспитывает сына одна. Она полностью растворилась в нем, поставив крест на личной жизни. Счастье детей (у нее еще есть старшая дочь Даша, которая живет и работает в Новосибирске)—это смысл ее существования.

Она с гордостью говорит об успехах Кирилла и не безосновательно. В прошлом году он сдавал экзамены в Барнауле на базе лицея, и успешно. В его аттестате за девятый класс только «четыре» и «пять».

 

Многое выпало на ее долю. Обо всем и не расскажешь, что пришлось пережить, преодолеть. Одно для меня стало очевидным, без стойкости характера этой женщины, без ее упорства и огромного терпения и не было бы таких результатов у ее сына.

Она же, в свою очередь, безмерно благодарна руководству лицея, его педагогам за то, что дали возможность получать достойное образование.

О ЛИЦЕЕ

Заместитель директора по дистанционному образованию КГ БОУ «АКПЛ» центр дистанционного образования детей-инвалидов Алтайского края» Наталья  Вишнякова рассказала немного об этом учреждении. Центр был создан в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Образовательный процесс в центре включает в себя организацию дистанционного обучения детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером.

Ежедневное количество, продолжительность и последовательность учебных занятий и перемен для обучающихся на дому ребят определяется расписанием—для каждого индивидуальным.

Учебный процесс осуществляют 177 высококвалифицированных педагогов, имеющих высшее педобразование по специальности. Среди них есть Почетные работники образования, кандидаты наук, победители конкурса учителей и т. д.

Всем обучающимся бесплатно на время обучения предоставляется комплект оборудования, в который входят компьютер, принтер, сканер, наушники, колонки, микрофон, веб-камера, графический планшет, цифровой микроскоп, фотоаппарат, конструктор, комплект датчиков для проведения опытов, программное обеспечение и доступ к сети Интернет.

В центре обучаются дети с соматическими заболеваниями, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе колясочники, также слабовидящие и слабослышащие ребята.

В текущем учебном году в центре получают образование 73 ребенка-инвалида из 10 городов и 30 районов Алтайского края. Из них всего двое из Камня-на-Оби. В связи с этим Наталья Вишнякова выразила обеспокоенность, что население нашего города недостаточно осведомлено о возможностях получения дистанционного образования.

В Каменском обществе инвалидов на сегодня зарегистрированы 90 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 14 лет. Комплексный центр соцобслуживания населения посещают порядка сорока детей-инвалидов. Это только те, кто захотел зарегистрироваться или прийти в центр.

Возможно, кто-нибудь из них последует примеру Кирилла и откроет для себя новые возможности с помощью дистанционного образования.

Лада РУДЫХ. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0
  •  
    34
    Поделились
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 34
  •  
  •  
  •  
  •  

2 КОММЕНТАРИИ

  1. молодец мальчик. и мама молодец. прям смотреть приятно

    0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here