Александр Ольховский в течение пяти лет совершенствует свое мастерство в резьбе по дереву и кости

Резьба по дереву — старинный народный промысел, который на Руси называли резным делом. Найти хорошего мастера художественной обработки древесины  даже в те далекие времена было сложно, а в наши дни и вовсе днем с огнем не сыщешь.

Впервые с Александром Ольховским мы познакомились прошлым летом на его  первой персональной выставке в рамках «Музейной ночи». Тогда работы вызвали очень большой интерес у посетителей музея. Девчонки для себя присматривали кулоны, гребешки, заколки, обереги, а мальчишкам по душе пришлись брелоки из кости в виде змей и черепов. Декоративная посуда, светильники, подсвечники и шкатулки отлично вписались в интерьер выставочного зала.

Для города подобные выставки в диковинку. Мы все чаще восхищаемся различными гаджетами, роботами, бессмысленными изобретениями и среди этого непонятного разнообразия нам сложно рассмотреть истинные творения художников.

Александр не называет себя талантом. Он скромен и немного застенчив, но это не мешает ему создавать шедевры декоративно-прикладного искусства в своей маленькой домашней мастерской.

Ольховский родился и вырос в селе, в 2006 году перебрался на постоянное место жительства в Камень-на-Оби. Александр рассказывает:

—Моя малая Родина — Новоярки. Там я учился, работал. Но, сами понимаете, что возможности села и города все же различны. Пришлось перебраться в Камень. Могу сказать, что было сложно первое время, но я не боялся заниматься любой работой, которая приносила доход. Уже живя в городе, уезжал на заработки в Горно-Алтайск. Однажды судьба свела меня с «деревом», мне очень понравилось с ним работать. Древесина податлива, если к ней иметь особый подход. Сначала я изготавливал мебель. Резные кресла, спинки кроватей очень красиво смотрятся в интерьере. А чуть позже начал работать и с более мелкими предметами. Если честно, то теперь и не вспомню, что дало толчок развитию моего увлечения. Я не отличался особыми талантами в рисовании, лепке. В школе на трудах, как и все, мастерил табуреты. И родственников у меня нет, которые занимались бы подобным делом. Я в своем роде один—резчик по дереву. Мои сыновья пока еще не хотят перенимать опыт, ну а супруга все же мне помогает, правда, только в выборе тех предметов, которые можно будет изготовить. Эскизы будущих изделий подготавливаю сам. Идеи беру в Интернете, в самой природе, из жизни, для друзей делаю на заказ, а они постоянно что-нибудь выдумывают интересное.

По словам Александра, не вся древесина подходит для резьбы. Предпочтение он отдает более плотным породам, таким, как береза, сосна. Недавно в свою практику ввел работу с экзотическими видами деревьев—амарант, падук, венге, мербау.  Их он заказывает через Интернет и утверждает, что это удовольствие не из дешевых. Заготовки приходят уже подготовленными, их не нужно дополнительно обрабатывать, в отличие от местной древесины.

—Чаще всего приходится работать с березой. Она достаточно плотная, лучше держит резьбу, на ней можно сделать более мелкую деталировку,—говорит Александр Ольховский.—Несмотря на то, что мы живем в Алтайском крае, где береза растет на каждом шагу, с ее покупкой—проблемы. Нашел выход—покупаю дрова, а из чурок уже выбираю древесину, с которой можно работать. Самыми ходовыми материалами являются и сосна, и клен. Из этих пород также отлично получаются небольшие изделия. В прошлом году заготовил сирень. Материал для меня новый, но по отзывам коллег-резчиков рисунок древесины сирени очень красивый.

Прежде, чем приступить к изготовлению какого-либо изделия, Александр подготавливает материал. Древесину, особенно плотную, сначала необходимо выварить в воде часа 3-4, для того, чтобы из дерева вытеснить растительную влагу и заменить ее обычной водой, так как вода испаряется быстро, и значит, заготовка будет сохнуть намного быстрее.

«Если не выварить, то деревянные бруски будут сушиться порядка 2-3 лет, а после варки всего 2-4 месяца. Но все же желательно, чтобы материал отлежался хотя бы год. Тогда работать с ним будет одно удовольствие, — констатирует Ольховский.—Самым сложным для меня деревом в обработке оказалось мербау, оно очень твердое, с ним сложно работать, но изделия получаются  красивыми, так как натуральный цвет древесины мербау—красно-коричневый, и долговечными. Больше всего из экзотических материалов пользуется спросом венге (шоколадный). Амарант ценится за яркий лилово-сиреневый цвет древесины, из него отлично смотрятся кулоны, заколки, обереги и небольшие шкатулки».

Инструмент, которым работает Александр, в большей части самодельный, подогнанный под руку мастера.

«К инструменту у меня особое отношение. Купил, было, набор стамесок и ножей для резьбы по дереву и… разочаровался, ни одна не подходит, очень неудобные, пришлось переделывать по-своему. Как говорится, доверяю только своим рукам и себе»,—продолжает рассказ мастер.

Кроме обработки дерева чуть больше полугода Александр обрабатывает кость. Здесь все просто, посмотрел в Интернете видеоролик, заинтересовался и начал работать.

«Резьба по кости настолько интересная, на ней можно выполнить очень мелкую, фигурную резьбу. С деревом такой деталировки не получается,—поясняет Ольховский,—материал самый обычный—говяжья кость, можно закупить рог лося, оленя. Бивень мамонта, конечно, не используем, да и где его сейчас взять, а вот бивень слона или моржа вполне доступен—но это очень дорого, да и изделия из них будут доступны только миллионерам. Сам процесс изготовления такой же, как и у дерева. Сначала эскиз, потом нанесение рисунка на материал, само изготовление и в завершение—покупатель».

Свои работы Александр выставляет на торговой площадке, через нее он общается и с заказчиками. На таких площадках выставляют свои изделия мастера со всей России, общаются, делятся опытом. Наш герой говорит о том, что в нашем городе люди не ценят резьбу по дереву, только некоторые интересуются. А в больших городах иметь шкатулку из дерева или кости, да еще и резную, сделанную вручную — престижно.

После беседы Александр Ольховский пригласил нас в мастерскую. Небольшая комнатка сплошь заставлена деревянными заготовками разного размера. Лаки, морилки, краски, в углу висят трости с резными ручками. Они почти готовы, осталось только подсохнуть лаку.

На небольшом столе расположились инструменты для обработки дерева, специальная машина-гравер для работы с костью. Среди большого количества предметов я заприметила симпатичный цветок из белого материала, но, как пояснил нам Александр, это еще не готовое изделие, в процессе работы, эти цветы украсят заколку для волос. На соседнем столике сушится та самая сирень, которую заготовил год назад мастер.

Также Александр Ольховский подготовил для нас небольшую выставку из своих изделий. Мебель в доме тоже изготовлена руками хозяина, детские кроватки, резные кресла, столик и комод—все в старинном стиле.

Но все же наш герой признается:

—Я как тот сапожник, всегда без сапог. Вроде резчик по дереву, но свой дом все никак не могу украсить деревянной резьбой. Но у меня еще все впереди, все будет.

И как бы ни был Александр скромен и ни считал себя талантом, можно сказать, что без творческих навыков такие красивые вещи не получатся. Он работает не только с деревом и костью, но и над собой.

Ирина СПИРИНА. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий