Завтра, 21 декабря, состоится очередное заседание районного Собрания депутатов. На последнем в уходящем году сходе представители народа должны принять (или не принять) принципиально важные документы — бюджет Каменского района на 2019 год и Устав муниципалитета.

В редкие годы обсуждение нового бюджета и изменений в уставе проходит без сучка и задоринки. Чаще всего по этому поводу разгораются нешуточные дебаты.

На сегодняшний день есть все основания предполагать, чисто гипотетически, что на очередном заседании РСД бюджет на следующий год не примут. И если действительно «продинамят», то как это отразится на жителях Каменского района, интересы которых депутаты должны представлять? Камнем преткновения в новом бюджете, вероятнее всего, станет пункт о так называемых депутатских компенсациях — межрайонная прокуратура считает, что в нынешнем своем виде они незаконны, а некоторые депутаты определенно не желают расставаться с монетизацией своей представительной деятельности.

— Нельзя с уверенностью утверждать, что депутаты районного Собрания планируют не принять бюджет на ближайшей сессии, — говорит Каменский межрайонный прокурор Алексей Капралов. — Но исключать такой вариант нельзя. Мы с вами знаем позицию некоторых наших депутатов. И были свидетелями следующей ситуации: когда необходимо было принять жизненно-важное решение о назначении исполняющего обязанности главы района, оно активно откладывалось депутатами в силу различных зачастую искусственных причин.

Завтрашнее решение депутатов в отношении бюджета на следующий год, по мнению межрайонного прокурора, может иметь серьезные последствия. Все просто: финансирование муниципальных организаций, различных программ развития местного уровня осуществляется за счет бюджета района. И самое, пожалуй, важное — за счет местного бюджета осуществляется выплата компенсаций за пользование коммунальными услугами. То есть, блокирование утверждения бюджета в первую очередь ударит по карману социально незащищенных граждан. Получается своеобразный заговор равнодушных — в том случае, если депутаты устроят бесконечный спор.

Алексей Капралов: «Нельзя с уверенностью утверждать, что депутаты районного Собрания планируют не принять бюджет на ближайшей сессии. Но исключать такой вариант нельзя».

— Если бюджет по каким-то причинам не принимается, то его исполнение производится в размере, не превышающем одной двенадцатой части предыдущего бюджета на каждый месяц, — отмечает прокурор. — Возникает вопрос: как учреждение будет заключать договоры и контракты по 44-ФЗ (то есть, проводить аукционы), если не будут известны годовые лимиты? Есть и более значимые последствия непринятия бюджета. Так, расходы на компенсацию гражданам по оплате тепловой энергии в бюджете на 2018 год предусмотрены не были. Следовательно, финансировать данные компенсации до принятия нового бюджета будет невозможно. Также органы местного самоуправления будут не вправе формировать резервные фонды и осуществлять расходы из них. Резервные фонды необходимы на случай каких-либо чрезвычайных ситуаций, например, с тепло- и водоснабжением.


У коалиции большинства районного представительного органа есть время прислушаться к доводам разума и сделать соответствующие выводы. Но все же не исключено, что депутаты попытаются «продавить» в бюджет то, что они считают нужным. Несогласные воспротивятся. А телега застопорится.

— Насколько мне известно, при обсуждении бюджета вставал вопрос о финансировании деятельности депутатов, — говорит Алексей Капралов. — Речь идет о выплате так называемых компенсаций. На прошлой неделе мною были внесены два протеста в городской Совет и в районное Собрание депутатов о признании незаконными решений, которыми были установлены данные выплаты, исчисляемые сотнями тысяч рублей. Изначально межрайонная прокуратура не опротестовала данные акты. Но жизнь не стоит на месте, в стране появляется судебная практика, согласно которой решения представительных органов о назначении компенсаций признаются незаконными — в силу системного толкования различных норм права.

Причем, как отмечает межрайонный прокурор, прямого запрета на установление этих компенсационных выплат общепринятые правовые нормы не содержат. Но для принятия решений о выплате денежных компенсаций должен быть разработан четкий и ясный механизм предоставления отчетов о понесенных затратах, требующих возмещения. Без подобного механизма компенсации незаметно превращаются в вознаграждение, в приятные бонусы к греющему сердце мандату. А это незаконно.

По сути, все требования Каменской межрайонной прокуратуры к представительной власти сводятся к устранению различных нарушений, к тому, чтобы направить деятельность депутатов точно в русло закона. К сожалению, некоторые депутаты ясно показывают, где именно они хотят видеть нормы российского права. И здравый смысл тоже. Принцип «нельзя, но если лечь и хорошенько посучить ногами, то можно» — почти девиз коалиции большинства районного депутатского корпуса.

Что мешало депутатам ранее проработать механизм отчетности и на законных основаниях получать компенсации? Ведь не первый день замужем. Возможно, их смутил тот факт, что расходы и компенсации разом станут прозрачными. А «прозрачность» не каждому представителю народа к лицу.


Еще один гипотетический конфликт может возникнуть на завтрашнем заседании во время утверждения изменений в муниципальный Устав, и выплыл он из-за неожиданного угла. Правок требует ряд моментов, и один из них — порядок опубликования официальной документации исполнительной и представительной власти. По казусу в Уставе до сих пор за это отвечает «Каменская народная газета», закрытая год назад. Казалось бы, дело пустяковое — «Каменские известия» суть единственное муниципальное СМИ, в учредителях которого черным по белому значатся оба депутатских корпуса и районная администрация, с ним бы и иметь договор на оказание информационных услуг. Ан нет. Господин председатель РСД Виктор Кашицин стукнул кулаком по столу (образно выражаясь) и воскликнул (образно выражаясь) «доколе!». Дескать, «Каменские известия» монополисты (тут бы еще разобраться, почему в районе осталась всего одна газета), аукционы не проводятся, а вдруг где-нибудь в Кызыл-Орде можно печататься подешевле и вообще. Мол, всё это дурно попахивает. О причинах такого «наката» на редакцию газеты мы догадываемся, однако скромно умолчим.

Но Федеральный Закон 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъясняет всё буквально. Вот как комментирует данную ситуацию Каменский межрайонный прокурор:

— Органы местного самоуправления уполномочены учреждать печатное средство массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и т.д. Поскольку газета «Каменские известия» учреждена органами местного самоуправления, в том числе районным Собранием депутатов, и другого печатного издания, учрежденного на настоящий момент органами местного самоуправления на территории Каменского района, не имеется, то определение данной газеты в качестве печатного СМИ для опубликования муниципальных правовых актов и т.д. соответствует ст. 17 ФЗ № 131.

Кажется, что всё просто. Но то, что диктует законодательство вообще и здравый смысл, в частности, не обязательно будет главенствовать на собрании депутатов. Можно заключить пари: что победит — логика и смысл или нечто темное и личное?


Вместо P.S.: В подтверждение невысокой юридической дисциплины в рядах наших депутатов (к счастью, не во всех!) стоит еще раз вспомнить историю бывшей школы в Ветреннотелеутске. Виктор Кашицин, будучи директором МУП, вошел в состав учредителей организации, арендовавшей здание. А это противоречит нормам законодательства.  Богадельня там так и не появилась, но здание разграбили. Нам стало известно, что недавно по данному факту было возбуждено уголовное дело. По понятным причинам редакция «КИ» не разглашает детали следствия. Все это впереди.

Виктор Кашицин, председатель районного собрания депутатов, директор МУП «Гостиница Обь».

Специально для «Каменских известий» данную ситуацию прокомментировал межрайонный прокурор Алексей Капралов:

— Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь в том объеме, в каком они не будут противоречить интересам следствия. В конце ноября по факту исчезновения труб системы отопления в здании Телеутской средней школы возбуждено уголовное дело. Согласно доводам администрации Каменского района, в результате демонтажа центрального отопления зданию был причинен вред. Окончательный размер вреда на данный момент устанавливается, но очевидно, что речь идет о его существенности для собственника — администрации Каменского района, исходя из того, для восстановления демонтированной системы потребуются определенные затраты. В ходе доследственной проверки было установлено, что демонтированные трубы были сданы в качестве металлолома. Лишь часть вырученных с реализации бывшей системы отопления средств поступила на баланс учреждения-арендатора, но по каким-то причинам это произошло намного позже фактической продажи труб. На сегодняшний день уголовное дело возбуждено по статье 330 УК РФ — самоуправство. На наш взгляд, расследование этого дела не представляет особой сложности. Круг всех причастных лиц установлен.

Сначала может показаться, что история разворованного здания в Ветреннотелеутске никакого отношения к теме завтрашних заседаний в РСД и Горсовете не имеет. Однако этот случай лишний раз косвенно подтверждает существование «заговора» равнодушных — группы избранников народа, которым, кажется, на интересы народа наплевать.

Максим ПАНКОВ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

Добавить комментарий