Вот уже 40 лет Вера Жахолова несет бессменную вахту у школьной доски. Коллеги называют ее педагогом с большой буквы, другом и наставником величают ученики. Для нескольких поколений жителей Камня-на-Оби она — первая учительница.

— Вся моя жизнь проходит в школе, — вспоминает учитель, — сколько себя помню, постоянно учу и учусь. В небольшом поселке, в котором мы жили, не было детского сада, поэтому я вставала пораньше и бежала к маме в школу, проводя у нее все свободное время. Именно моя мама и привила мне любовь к профессии. Она сама проработала педагогом 38 лет, ну а я, глядя на то, как она ведет уроки, поняла, что быть учителем — благородно и престижно.

Своих первых учителей люди помнят всю жизнь и вспоминают о них с благодарностью, стараются поздравить с важными праздничными датами, днем рождения, прибегают на чашечку чая и за теплыми беседами вспоминают былую школьную жизнь. Свою трудовую деятельность Вера Жахолова начинала в старой школе № 1. После окончания педагогического училища и института ее приняли туда на должность пионервожатой, а когда появилось место учителя начальных классов в школе № 9, она набрала первых учеников.

Просматривая фотоальбом, Вера Александровна взяла в руки один из фотоснимков, прокомментировав его словами: — Эта фотография для меня самая дорогая. Здесь мой первый выпуск. Это 3-й класс, 1981 год. Я до сих пор помню всех ребятишек по именам.

Как говорит Вера Жахолова, в ее педагогической копилке 11 выпусков и каждого своего ученика она узнает из тысячи, пусть они уже давненько выросли и изменились, но глаза остаются все те же — детские, родные.

Первый выпуск. 1981 год, 3 класс.

— Каждый класс для меня чем-то знаменателен. Самый запоминающийся выпуск был в 2000 году. Эти ребятишки казались мне ярче солнца. Практически все благополучно поступили в вузы. Слежу за всеми, кого мне посчастливилось учить. Куда и как их определила жизнь? — говорит Вера Александровна, —  я их всех очень люблю и отчасти считаю родными детьми.

А знаете, что для меня самое страшное? Когда набираешь первоклашек, они стоят около меня на линейке и мне кажется, что эти дети чужие, а вот те, что стоят поодаль — пятиклассники, никому не нужные, брошенные мной. Сердце разрывается, плачу, но понимаю — не могут же они вечно около меня в начальных классах просиживать. И это происходит каждые четыре года, будто от себя кусочек отрываю.

— Вера Александровна, часто ли вам приходится ставить двойки?

— Ой, двойки я не люблю. Ставлю крайне редко. Я всегда говорю учителям, прежде чем поставить «2», особенно в старших классах, спросите у ученика — а он спал сегодня, кушал хоть что-нибудь, в конце концов? Семьи бывают разные и не всем детям дают возможность полноценно подготовиться к занятиям. Нельзя рубить сгоряча, наоборот, необходимо такому ребенку помочь, даже пожертвовать своим временем и остаться на индивидуальное занятие, разъяснить пройденный материал еще раз. Мне, например, очень приятно слышать об успехах своих бывших воспитанников. Понимаю, что в какой-то степени именно первая учительница должна умело проложить путь без двоек к успехам своих учеников.

— Из года в год меняется школьная программа. Многие родители говорят, что «старое» обучение было более качественным и действенным. Каково ваше мнение?

— Мне повезло, что СОШ № 9 не взяли программу Виноградовой в начальных классах, хоть я против нее ничего и не имею, но «Школа России» все же мало чем отличается от программы, которая была 30-40 лет назад, она более легкая и понятная. Хотела бы отметить — умный и пытливый ребенок освоит любую образовательную программу, сможет учиться у любого учителя. Что касается самих педагогов, то в ногу со временем шагают не только дети, но и мы — учителя. Иногда даже учусь у студентов, которые ежегодно проходят практику с моими детками.

— Есть ли у Вас своя «изюминка» преподавания?

— Я стараюсь держать высокий темп, охватывать весь класс и не зацикливаться на одном-двух учениках. С первой минуты урока и до последней в классе активно работают все! Даже если кто-то не понял, я останусь после уроков и объясню еще раз в индивидуальном порядке. Уж лучше я потрачу свое время на благо ученика, чем на отдых.

— Кстати, про отдых, вы являетесь работающим пенсионером и, как говорят школьные коллеги, из ваших уст можно услышать: «Все, дорабатываю последний год и ухожу!» Что же Вас держит?

— Я очень боюсь одиночества, мне страшно быть никому не нужной в свои 62 года. Бывают времена, когда я действительно устаю и хочу все бросить, но мысль о том, что я захирею и превращусь в старую, дряхлую бабку меня не покидает. У нас многие пенсионеры работают и у каждого своя правда. Причин много: пенсии на жизнь не хватает, помогают детям, сил столько, что некуда девать. Есть желание — работай, но это должно решаться только вами лично и никем свыше, некоторые до пенсионного возраста еле-еле дотягивают. Для меня деньги не главное, мне вполне хватило бы пенсии, она у меня хорошая, но я не представляю себя бабулей, я еще столько не сделала в своей жизни. Вот в этом новом учебном году я вновь набираю первоклассников, для меня это как новая жизнь.

Жизненных красок Вере Александровне добавляет и ее увлечение, которым она «заразилась» во времена своего студенчества. Она прекрасно поет в составе хора ДК железнодорожников «Россияночка». По вечерам, возвращаясь домой с работы, погружается в проверку тетрадей и подготовку к занятиям, а по выходным с внучкой Александрой прогуливаются по городским улочкам.

— В народе бытует мнение, что маленькие дети дают взрослым заряд бодрости и энергии на долгие годы, а вы согласны с этим?

— Никогда об этом не задумывалась, но с утверждением соглашусь. Дети действительно настраивают на активную жизнедеятельность. Может быть, поэтому моя батарейка всегда заряжена на 100%.

Ирина СПИРИНА. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА и из личного архива.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here