«В семье должно быть либо два артиста, либо ни одного»,—утверждает советская и российская актриса Ирина Алферова. Потому что если в семье один артист, а второй—зритель, то это не семья, а театр. В этом отношении удивительно повезло супругам Наталье и Михаилу Башмаковым, преподавателям КДШИ—оба первоклассные музыканты, они играючи вывели секрет семейного благополучия. Он оказался прост, как ля-минор.

Наталья и Михаил неразлучны с училищных лет—их в самом что ни на есть прямом смысле связала музыка. По удивительному совпадению оба с детских лет тяготели к гармоникам в частности, и к народной музыке в целом. Различие в их интересах всего одно (если вообще это можно посчитать за различие)—у аккордеона Натальи правая панель с клавишами, а у баяна Михаила с кнопками. Вместе же они составляют прекрасный дуэт и в семейном смысле, и в музыкальном. Вообще, трудно представить более неразлучную и дружную семью, чем семья Башмаковых.

И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ЛУЧИ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ

Наталья и Михаил познакомились в стенах Красноярского училища искусств, где оба оттачивали мастерство владения любимыми инструментами — аккордеоном и баяном соответственно. Вернее, в стенах училища они впервые встретились… и разошлись. Потом неоднократно встречались и расходились в многолюдных коридорах, на крыльце и во дворе Красноярского училища искусств, в библиотеке и аудиториях. Их объединяло многое: любовь к музыке, исполнительские таланты, одухотворенность искусством, одни и те же любимые композиторы, исполнители, пьесы и романсы, одно на двоих желание сделать мир лучше и краше посредством музыки… А разъединяло их всего одно, но очень значительное обстоятельство—они не были знакомы. Могли и вовсе не познакомиться, ведь Михаил учился на несколько лет старше, окончил училище, когда Наталья была только на втором курсе, и отбыл отдавать долг Родине в Вооруженных Силах СССР.

Так и разошлись бы навсегда, остались бы светящими параллельно друг другу лучами, которые нигде и никогда не пересекутся—даже в голове Лобачевского. Но судьба оказалась прозорливой и, к тому же, на их стороне. Однажды Михаила за отличную службу отправили на побывку домой. Сам он вырос в южноказахском городе Кентау, а в Красноярске жил лишь во время учебы, но вот по дороге домой он решил заглянуть в ставшее родным училище, повидать однокашников, любимых преподавателей. Именно в компании старых красноярских друзей он и встретил (снова) Наталью. Да, они вспомнили, что тысячу раз встречали друг друга глазами в толпе и ровно столько же раз безмолвно проходили мимо. Что-то подсказало им впредь не расставаться, тем более теперь выяснилось, как много их связывает и роднит. Так пересеклись их линии судеб: мгновенная симпатия стала взаимным интересом, интерес перерос во влюбленность, а она обратилась со временем в глубокую и искреннюю привязанность.

«РВИ МЕХА!»

Наталья родилась в музыкальной семье—ее родители обладали природными талантами к музыке, однако в силу разных обстоятельств связать свои жизни с профессиональной музыкой не могли.

—Мой папа—страшный меломан,—вспоминает она.—Музыкант-самоучка, превосходно играет на баяне, аккордеоне, балалайке, семиструнной гитаре. Он без ума от красивой музыки—народной, классической, имеет большую коллекцию аудиозаписей, а еще обладает удивительно красивым баритоном. А мама начинала учиться играть на аккордеоне в вечерней школе, но после того, как они с папой поженились, и она забеременела мной, с занятиями музыкой пришлось расстаться.

Обнаружив, что маленькая Наталья проявляет интерес к музыке и имеет способности, родители решили отдать ее в «музыкалку». Раньше это было непросто—при поступлении детей в музыкальные школы образовывался большой конкурс, до нескольких человек на место. Под патронажем талантливого отца маленькая Наталья подготовила песню из репертуара Людмилы Зыкиной, королевы народных песен, и исполнением буквально сразила жюри конкурса. Девочку взяли на отделение аккордеона.

—Нам с Михаилом очень повезло с педагогами,—рассказывает Наталья. — Это были люди, вкладывающие душу в своих учеников, искренне любящие музыку и свой инструмент.

Окончив «музыкалку» и общеобразовательную школу, она поступила в Красноярское училище искусств.

Михаил приехал поступать в училище искусств в Красноярск из Южного Казахстана двумя годами ранее. Вырос он в Кентау—небольшом на тот момент городе, выросшем на месторождении цветных металлов. Отец работал на руднике. Мама работала в медицинской сфере, и будучи талантливой от рождения певицей-самоучкой, активно участвовала в городской художественной самодеятельности. Однажды она попросила баянистку взять ее сына Михаила в музыкальную школу в класс баяна. Решение это возникло из наблюдений за маленьким Мишей, который с самых ранних лет любил музицировать.

—Был один случай в раннем детстве,—вспоминает Михаил Павлович.—Я сам не помню, знаю об этом по рассказам родителей. У меня была маленькая детская гармошка, которую я очень любил. Однажды я ее потерял. И так о ней, видимо, тосковал, что порой садился на маленький табурет, делал руки, как будто держу гармошку, и громко пел под воображаемый аккомпанемент.

Врожденная музыкальность, искренняя любовь к баяну, народной музыке, а также трудолюбие и терпеливость сыграли Михаилу отличную службу—он блестяще окончил музыкальную школу в Кентау и отправился в Красноярск покорять музыкальный мир Сибири. А дальше история нам уже известна.

ТАМ, ГДЕ ТВОРЧЕСТВО

Супруги Башмаковы могли бы сделать музыкальную карьеру где угодно—за время учебы они не раз громко заявляли  о себе на различных краевых и межрегиональных конкурсах. После свадьбы они решили перебраться на родину мужа—в Южный Казахстан. А тем временем родители Натальи переехали из Красноярска в провинциальный Камень-на-Оби.

—Однажды мой отец на курорте познакомился с человеком из Камня-на-Оби,—рассказывает Наталья Викторовна.—Вы можете знать его фамилию—Володько Николай Степанович. Его сын Александр был педагогом в гимназии № 5, а другой сын Сергей, работает врачом-отоларингологом. Так вот, именно Николай Володько стал тем маяком, который привел нашу семью в тихую гавань Камня-на-Оби. Мама тогда болела анемией, и тяжелая атмосфера Красноярска была ей не по душе. А Камень им виделся как экологически чистый тихий городок. Будучи легкими на подъем, мои родители собрались-подпоясались и переехали в Камень в 1983 году. А через два года они написали нам — незамедлительно приезжайте, здесь, в Камне-на-Оби, буквально через край хлещет художественная самодеятельность.

Именно факт, что в нашем городе в ту пору буквально гремела творческая жизнь, стал решающим для молодой семьи. Они решили, что комфортнее всего им будет жить там, где искусство, где открыты просторы для творческой работы. Сразу же по приезде Наталья и Михаил Башмаковы устроились работать преподавателями в Каменскую ДМШ № 1 по классу аккордеона и баяна соответственно. Помимо педагогической деятельности, супруги были буквально везде, где есть самодеятельность: в разное время они руководили музыкальными коллективами на Каменском элеваторе, в школе № 1, горпо.

—Творческая деятельность в Камне-на-Оби была очень обширной,—вспоминает Михаил Башмаков. —духовой оркестр Владимира Темиревского, оркестр русских народных инструментов Сергея Вигриянова—все эти коллективы были известны и любимы не только каменской публикой, но и в крае.

КОГДА В СЕМЬЕ ГАРМОНИКА

Настоящее счастье—это когда утром с удовольствием идешь на работу, а вечером с не меньшим удовольствием возвращаешься домой. В этом отношении супругам Башмаковым исключительно повезло—и на работе, и дома они неразлучны.

Наталья и Михаил—играющие педагоги. У них есть основание гордиться своей преподавательской работой—их воспитанники являлись и являются лауреатами многих краевых, российских и международных конкурсов. Много лет супруги играют дуэтом и сольно, участвуют в конкурсах педагогического мастерства. К одному из таких Михаил и Наталья сейчас готовятся, работая над сольными номерами, выступлениями дуэтом и в составе ансамбля. Наталья Башмакова как солистка трижды была лауреатом международных конкурсов, где становилась победительницей в своих номинациях. Последний проходил дистанционно в Мадриде:

—На этот конкурс я послала видеозапись своего исполнения. В итоге стала лауреатом 1-ой премии, получила по почте соответствующий документ и приглашение выступить на гала-концерте в столице Испании. К сожалению, поехать не смогла, поскольку требовалось очень много денег.

Любовь к музыке—это движущая сила в семье Михаила и Натальи. Они неразлучны дома и на работе. Случайные прохожие, попутчики в общественном транспорте—все привыкли видеть мужа и жену вместе.

Кстати, их сын Константин в полной мере унаследовал таланты родителей. Он учился в классе баяна у отца, имел в этом определенные успехи, однако по стопам не пошел—избрал сложную техническую специальность, связанную с электроникой в рудодобывающей отрасли. Однако о музыке не забывает.

—В этом году мой отец праздновал 80-летний юбилей,—рассказывает Наталья. —А незадолго до этого нам позвонил сын и сообщил, что купил фортепиано. И даже разучил самостоятельно до-минорную прелюдию Баха, чтобы сделать дедушке на юбилей сюрприз. И сюрприз удался—сложную пьесу для дедушки он исполнил просто превосходно.

Михаил и Наталья Башмаковы не мыслят своей жизни без музыки, без творчества.

—Жизнь необходимо наполнять содержанием, тогда не придется скучать ни минуты,—говорят супруги. —А если и будут когда-нибудь сожаления, то только о нехватке времени.

Максим ПАНКОВ. Фото Дмитрия ПРОСКУРИНА.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here